ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА вновь и вновь настойчиво обращались к его учению, к его художест­ венной прозе и публицистике, поднимающим проблему народа и ин­ теллигенции. Еще в повести «Детство» Толстой, рисуя формирование внутренне­ го мира своего героя, утверждает мысль о том, что чистоту нравственного чувства Николенька черпает в народной нравственности, оказавшей «сильное и благое влияние» на все «направление» мальчика. Герой «Казаков» Оленин, вступивший в действие будучи уже сложившимся характером, порвал с «образованным» петербургским обществом и уехал на Кавказ; герой умеет слушать голос «другой жизни» - «жизни трудов, лишений и деятельности» - и через причаст­ ность к ней переживать нравственный подъем, обнаруживая способ­ ность к духовному росту. Под пером Толстого исследование характера человека в различных условиях жизни говорило о нравственных преимуществах народной среды. И неудивительно, что следующим шагом в решении Толстым проблемы «господ» и «мужиков» была мысль о необходимости отрече­ ния от жизни своего круга. К этой мысли придет и «сокровенный» толс­ товский герой - Константин Левин. Обретение чистой, истинной жизни возможно, по Толстом}', лишь на началах любви. Любовь земная, человеческая осмыслялась художни­ ком как состояние готовности к созиданию прекрасного. Впоследствии принцип любви и делания добра станет основным в толстовской фило­ софии жизни. Толстовское учение о Любви и Добре, о жизни по Христовым за­ поведям органической частью вошло в духовную жизнь русского общества в XX веке.Новокрестьянские писатели тоже восприняли его, но по-своему, ибо входили в литературу на острие русского «бунтарства», мужицкой ненависти к «господам», «образованным». Н. А. Клюев, основоположник и духовный вождь новокрестьянско­ го направления в поэзии, не был связан (в отличие, например, от крес­ тьянского писателя П. Карпова) интенсивным личным общением с Л. Толстым, хотя однажды встречался с ним в Леной Поляне в 90-е годы, о чем вспоминает в автобиографическом очерке «Гагарья судь­ бина», как и о замечании Толстого по поводу исполнения Клюевым одного из ранних Давидовых псалмов: «Вот это настоящее...». Эту органичность молодого поэта Толстой угадал верно. Клюев являлся истинным представителем народа, в его мировоззрении причудливо переплелись вековая народная мудрость и современный взгляд на вещи, 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=