ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Никогда на Западе тенденциозная проповедь не была так ирра­ циональна, как в России. В контексте этого утверждения Белого «сим­ волично признание Льва Толстого, не интеллигента вовсе, и не дека­ дента, конечно, об отсутствии в нем "добролюбовской силы"». Вывод Белого: «Оттого-то и не разрывает с прошлым Лев Толстой» - проти­ воречит некоторым умозаключениям отечественной науки. Пушкинская традиция в творчестве Толстого и определяет слово писателя, общую направленность его художественного поиска. В этой логике закономерно суждение Белого о том, что в старших символистах - «преемниках Толстого, Достоевского и Некрасова чтили мы великих учителей». Толстой глубоко народен, и «в нем встретилась» символист­ ская литература с русским народом, родиной. Статья Белого предлагает новую трактовку творчества Толстого, достаточно неожиданную для пи- сателя-символиста. Будущее литературы видится А. Белому в соединении Запада и Вос­ тока: великого принципа личности и русской «народной тенденциознос­ ти», в том значении, в каком ее понимает автор. И тогда, возможно, истинно русский художник из «проповедующего» превратился в «испо­ ведующего». Л. В.Захарова Тула ПРОБЛЕМА «НАРОД И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО И НОВОКРЕСТЬЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (Л. Н. ТОЛСТОЙ И Н. А. КЛЮЕВ) Проблема «народ и интеллигенция» становится одной из важней­ ших в духовной жизни русского общества на рубеже X IX -XX веков: Россия стояла на пороге великих перемен, и ключ к разгадке грядущей судьбы страны интеллигенция искала в русском народе, в его прошлом и настоящем. Именно тогда в литературу пришли подлинно крестьянские писатели, прежде всего Н, А. Клюев. Но одним из первых художников, поднявшим на рубеже веков на небывалую высоту проблему «господ» и «мужиков», был Л. Н. Толстой. Русские писатели начала XX века 62

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=