ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА и публицистики риторическим вопросам: «...разбиты ли кумиры про шлого?», «Разве погибли для нас образы тенденциозной литературы?». Автор отвечает на них с точки зрения сложившегося представления об отношении символиста к «проповедничеству», отнюдь не традици онно: «...схема оказалась вовсе не схемой: в ней просияла улыбка жи вого божества». Под «народной тенденцией» Белый подразумевает «вовсе не хождение в народ», а «нравственную связь с родиной». Интересно, что проповедническую традицию русской культу ры Белый понимает шире, а ее истоки видит в творчестве Пушкина и Лермонтова. Уже они сочетали изящество Запада с тенденциозностью Востока. Толстой в представлении Белого - прямой наследник Пушки на, «тайная молитва которого пролилась в стихию русской души»: «...в Пушкине зародились Гоголь и Толстой», «в Гоголе возник Досто евский». Стало быть, Толстой не рядом с Достоевским, он противосто ит ему, «посредник» между Пушкиным и Достоевским - Гоголь, у Толс того такого «посредника» нет. Основной вывод Белого: «Народная стихия победила Запад в рус ском писателе». Победа состояла в глубинных поисках смысла жизни, «сплошном призыве к пренебрежению жизни». При этом автор признает магию слова Толстого: он - «музыкант слова», но более «проповедник, а «музыка слов» - лишь средство воздействия». Статья Белого «Насто ящее и будущее русской литературы» позволяет по-новому увидеть проповедничество и тенденциозность Толстого: не только как уни кальность его творческой индивидуальности, но и как традицию русского литературного процесса. Прообразом творчества Толстого и русской литературы в целом выступает «Слово о полку Игореве», ибо в нем, как отмечает Белый, удивительная «неизменность российская» - «пространственность» «бес плодных степей наших», «ледяная равнина» и взгляд «оттуда» - из по ловецких степей - на Русь. Вот здесь-то и возникает «нечистая сила». Так создается образность Гоголя, Достоевского, но и Толстого («Барина у Толстого заметает снегом метель»). Мотив поля для Белого становится ведущим в русской литературе, в творчестве Толстого в частности. Подводя итоги развития русской литературы на рубеже веков (статья написана в 1909 году, опубликована в «Весах» № 2, 3), Белый пытался заглянуть в будущее, и тогда оказалось, что ему «образы литературного прошлого ближе, чем хулиганские выкрики современ ности: т а м , а не з д е с ь встречает нас н а ш а забота о буду щем» (разрядка А. Белого). 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=