ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Я. Н. ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА не по возрасту женщина, похожая на цыганку, с темным пушком на верх­ ней губе н вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». Акцентирует на себе внимание и выделяющееся на всем художественном полотне рассказа яркое пятно - красная блуза, а натуралистические детали не снимают общего впечатления красоты, а напротив, придают этому образу чувственную осязаемость. Известный мастер диалектики души героя обратился в своем последнем романе («Воскресение») к иным формам изображения психологического процесса, оказавшимся созвучными Бунину. Так, в кульминационном эпизоде романа - сцене на железнодорожной стан­ ции - нет развернутого психологического анализа, а есть экспрессивная художественная деталь, многократно повторяющаяся («бежала»), поз­ воляющая читателю «дорисовать» динамическую картину душевного состояния Катюши Масловой. Бунин также изображает психологический процесс, используя один-два штриха с большой силой выразительности. В центральном эпизоде рассказа - диалоге героев - динамика чувств и мыслей Николая Алексеевича передается посредством повторяющейся художественной детали, которая каждый раз приобретает новый оттенок значения: «по­ краснел», «красная сквозь седину», «покраснел до слез». В этих произведениях Л. Толстого и Бунина нет итоговости в изо­ бражении человека. Помимо внешнего плана, есть внутреннее движе­ ние. спор разных голосов в сознании героев, растревоженная совесть. И этим жив человек. Примечания [1] Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа X IX -XX вв. М., 1990. С. 62. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=