ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XX I Г МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ философско-этический настрой всему произведению. Смысл первого эпиграфа - прощение не имеет границ, второй и третий напоминают о несовершенстве человека, о том, что не ему дано наказывать, и, на конец, последний показывает человеку путь к возрождению. Несомнен на связь эпиграфов с основной частью повествования и заключитель ной главой. Включенные в текст христианская символика и библейские притчи утверждают в конечном итоге правду должного. Понятия же вины и стыда осознаются писателем не только как данные от при роды начала, но и как индивидуально-личностные и глубоко соци альные категории. В романе «Воскресение» Нехлюдов, осознав то зло, которое он причинил Катюше, признает и свой социальный грех. Память о прошлом, о совершенном жестоком поступке, пробуждает совесть. Начинается странствие героя и в прямом и в переносном смысле слова: и по дорогам России, и по разным ступеням социальной лестницы, и как хождение «души по мытарствам». «Барин о душе печется» —так определит ис тинные причины странничества и ухода Нехлюдова деревенская старуш ка В результате этих странствий у героя романа формируется новое жизнепонимание. > Одним из основных моментов, организующих повествование в про изведениях Бунина, является перемещение героя в пространстве. В ре зультате встречи или воспоминания, навеянного дорогой («Ида». «Руся». «Темные аллеи» и др.) происходит запоздалое постижение героем само го главного, сущностного в его жизни. Рассказ «Темные аллеи» начинается с мотива пути, дороги. С самого начала писателем задана установка на ожидание, на движение вперед, Герой является из осеннего ненастья, вызывая у читателя впечатление неприкаянности и сиротливости. В рассказе Бунина различные способы характеристики героя это и портрет, и высказывания, и пространство. Яркость, пластичность изображения человека, делающие его жи вым, почти физически ощутимым, свойственны Л. Н. Толстому. Об ращает на себя внимание и художественная деталь в произведениях Л. Н. Толстого, передающая индивидуально-неповторимое и запо минающееся в облике человека. Этим же качеством таланта обладал и Л. А. Бунин. Так, в портретном описании героини из рассказа «Тем ные аллеи» выделяются художественные детали, передающие уни кальность и единственность человеческого лица: «Тотчас вслед затем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=