ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА интерес к прошлому России и человечества, к древнему Востоку и его философии, мечта «дать картину мощных страстей», яркая чувственная стихия, пластичность словесного живописания - эти определяющие черты художественного мира Бунина сближают его с Толстым» [1]. Бунин отличался обостренно чувственным восприятием мира, и в этом он тоже был близок Л. Н. Толстому. В дневнике от 22 января 1922 г. Бунин записывает слова Л. Н. Толстого: «Я как-то физически чувствую людей», - а дальше продолжает о себе: «Я все физически чувствую. Я настоящего художественного естества. Я всегда мир вос­ принимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду - и как остро, Боже мой, до чего остро, даже больно!». Важным для обоих писателей являлось отношение человека к при­ роде, критерий «жажды жизни», предельно полного ее восприятия и переживания, соотношение вечного, общечеловеческого и нацио­ нального, социально-исторического. Наконец, становится возможным и соотношение отдельных произведений писателей, в частности романа Л. Н. Толстого «Воскресение» и рассказа Бунина «Темные аллеи», и по схожести сюжетных ситуаций (встреча героев через много лет с когда-то любимой и брошенной женщиной), и по ряду созвучных мотивов, и в силу особой емкости бунинского рассказа, который стано­ вится произведением романного содержания. Бунин изображает миг, мимолетность, краткий временной отрезок, но именно эти мгновения высвечивают всю человеческую жизнь, про­ являют личность и ее судьбу. Исходная ситуация в обоих произведениях встреча героев через много лет, узнавание, потрясение и последовавшая вслед за этим пере­ оценка собственной жизни. Поздний Л. Н. Толстой часто ставит героев в остроконфликтные ситуации (среди которых ситуация смерти, любви); переживание этих ситуаций открывает герою новый взгляд на жизнь («Анна Каренина», «Отец Сергий», «Смерть Ивана Ильича», «Крей- церова соната», «Воскресение»). В наследство от Тургенева, Тютчева, Л. Толстого Бунину доста­ лась проблема преступления и наказания, вины и возмездия. В начале романа Л. Н. Толстого «Воскресение» нарисована сцена суда, имею­ щая многозначный смысл. Возникает вопрос: «А судьи кто?». По Толс­ тому, - это преступники, не имеющие нравственного права наказывать. Основные мотивы романа - вина и искупление, грех и прощение. В про­ логе звучит мысль о нарушении людьми нравственных основ жизни, мо­ тивы же вины и прощения заданы уже в эпиграфах, которые сообщают 57

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=