ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА заключительную главу своей статьи «О некоторых критиках, написан­ ных по поводу "Войны и мира"». И здесь, и в предыдущих главах он настойчиво опровергает оценку Л. Толстого как «реалиста». Исследо­ вательское содержание статьи развертывается через «Конфликт» слов «реализм» и «спиритуализм». Этот конфликт определяет композицию статьи (изображение каждого персонажа «частным» и в то же время «историческим» лицом, противопоставление земного и небесного) и соб­ ственно способ интерпретации романа, избранный Лесковым. Он, одно­ значно не соглашаясь с «критиками» от «направлений», со «схоластика- ми-идеалистами», которые увидели в романе « Война имир» какой-то особого рода реализм, здоровый реализм», утверждает: «Его (Л. Н. Толстого) нельзя отнести к разряду каких бы то ни было реалистов (каким он никогда не был, ни в одной написанной им строке)». Сравнивая сцену смерти кн. Андрея, анализ которой открывает статью, со стихами А. К. Толстого, Н. С. Лес­ ков высказывает мнение, что Толстой ближе к «спиритуалистам», то есть писателям, «понимающим земную жизнь не так, как может принять ее какой бы то ни было грубый или нежный реалист». Собственно сюжет («романтическое движение») пятого тома в статье почти не затронут. В согласии с собственными творческими интересами Н. Лесков воссоздает своеобразную цепь оригинальных характеров, ко­ торым дает яркие, лесковские обозначения: «рассуждающий смертный», «богатырь нерассуждающий», «выскочки и хороняки» и др. Эти типо­ логические характеристики подчеркивают связь героев романа Толстого с русской культурой. Для Лескова иная национальная традиция не может быть плодотворной для русского писателя, и потому он наме­ ренно резко отстраняется от школы Шанфлерти и тенденциозного ро­ мана «с направлением». Он подчеркивает ценность древней русской ли­ тературы, «старых памятей», в которых и видит подлинную основу и творческий источник русской литературы. Размышления о пятом томе «Войны и мира» позволяют понять, каким видится молодому Лескову будущее отечественного романа: в роман должно войти национальное историческое и духовно-нравственное содержание. Предметом изобра­ жения должны стать русский мир и русская война, а целью творчества — воспитание в «себе и в ближнем того великого духа, которым креп­ ка сила русской земли». Слова «реализм» и «спиритуализм» функционируют в статье Лес­ кова в качестве аналитических понятий, имеющих закрепленное и до­ статочно четко очерченное содержание. Их аналитическая полярность очевидна, и потому несколько неожиданно для современного читателя 53

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=