ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Я . ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА [6] См.: Ямпольский М. Б. Маска и метаморфозы зрения /У Ты­ няновский сборник: V Тыняновские чтения. Рига - Москва, 1994. С. 44. [7] См.: Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. Л.. 1973. С. 221-222. А. Г. Гродецкая Санкт-Петербург «...УМНЫЙ, ОБРАЗОВАННЫЙ, НО... ЭСТЕТИК» (ТОЛСТОЙ И ГОНЧАРОВ) Толстой относился к Гончарову как к «старшему», как к своему непосредственному предшественнику в литературе, по творческим ус­ тановкам и близкому, и чуждому; причем сознание чуждости с годами определенно возрастало. Если в 1850-е гг. проблемы двух первых гон­ чаровских романов остро и живо волновали Толстого, то позднее Гон- чаров-романист становится ему малоинтересен. Восторг от «Обломова» заменяет, по прочтении в 1889 г., общее впечатление его «бедности», «пошлости» любовного сюжета. «Обрыва» Толстой не читал, в переписке с его автором с конца 1850-х до конца 1880-х не состоял. Напряженного взаимного интереса, отношений притяжения-отталкивания, как с Дос­ тоевским или Тургеневым, у Толстого с Гончаровым никогда не было. По толстовским меркам, автор «Обломова» был «средний талант», а «средние таланты... высоко не залетают и особенно низко не спу­ скаются» (из дневника В Ф. Лазурского), отсюда и немногочислен­ ность суждений о нем, предупредительная, щадящая сдержанность (как и по отношению к А. Ф. Писемскому). Имя Гончарова неожиданно возникает в трактате «Что такое ис­ кусство?». Здесь он предстает «эстетиком», хотя это определение менее всего, казалось бы, применимо к автору «Обломова». Толстой привычно рассматривает явление во вневременном масштабе, относя Гончарова к вполне определенному литературному направлению 1850-х гг. (Дру­ жинин, Боткин, Анненков, Тургенев, Фет). Гончаровский «эстетизм», кроме того. Толстым «остраняется» и по-своему толкуется (ср. оценки критики от Белинского до И. Анненского). Писатель «городской» (а имен­ но таков Гончаров в подаче Толстого) - категория не социальная, а преж­ де всего этико-религиозная; городской человек - вне христианского 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=