ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Я . ТОЛСТОЙ И ЛИТЕРАТУРА Н . С . Ф ед о т о в а Тула ПУШКИНСКИЕ ТРАДИЦИИ В ПОЭТИКЕ ТОЛСТОГО Общеизвестно, что А. Пушкин всегда был близок Л. Толстому, сопутствуя ему на пути исканий. Общность между Пушкиным и Толстым наблюдалась в области раскрытия внутреннего мира героев, сам принцип изображения челове­ ка в произведениях Толстого восходит к Пушкину: деталь поведения героя, освещающая его душевное состояние в данный момент, воспро­ изведение процесса переживания («диалектика души») посредством дра­ матургической формы психологического анализа и др. В силу индивидуальных особенностей Толстого, лирика Пушкина в меньшей степени затронула его, но искусство Пушкина в целом, и имен­ но в его принципиальных основах, в его корнях, было Толстым продумано и принято как образец. Это отношение к Пушкину осталось незыблемым, несмотря на все позднейшие колебания, кризисы, сомнения в нравст­ венной весомости лирики как таковой и близости пушкинских стихо­ творений миру народной жизни. В понимании истинно прекрасного Пушкин и Толстой были во многом близки, их критерии поэтического имели много общего: глав­ ное в поэзии - самобытность художника, проникновение в глубины его духовной жизни, вдохновение, неожиданность найденной формы. В произведениях Толстого, написанных до духовного кризиса, на­ ходит свое дальнейшее развитие пушкинский «принцип» субъективной многоплановости повествовательной речи» (В. Виноградов). Толстой стремится к объективному изображению действительности и героя, воз­ никающему при взгляде изнутри («внутреннее описание»), независимо­ му от автора, его тенденций и пристрастий. Наличие в прозе Толстого множества героев, обладающих подобным состоянием души и осо­ бым взглядом на мир, во многом подготовлено многосубъектностью пушкинской прозы. Общечеловеческие «формулы мыслей и чувств», драматургическая формула раскрытия психологии героев, авторское повествование, ори­ ентированное на внутренний облик действующего лица, - вот те осо­ бенности пушкинского стиля, которые нашли свое отражение и даль­ нейшее развитие в художественной прозе Льва Толстого. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=