ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Я . ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК произведений Толстого носят исповедальный характер, об основных событиях читатель узнает из уст главного героя. Писатель старается из­ бегать длинных подступов к действию, а предпочитает сразу присту­ пить к его описанию. Причина завязки внешнего действия, которое приводит к катастро­ фическим последствиям в жизни героев, часто носит нарочито парадок­ сальный и даже нелепый характер. В «Холстомере» - это пегий окрас лошади, в повести «Смерть Ивана Ильича» - гардина, в «Хозяине и ра­ ботнике» - покупка рощи, в «Крейцеровой сонате» - исполнение му­ зыкальной пьесы. Этим автор стремится подчеркнуть призрачность основных ценностей жизни героев, ложь и заблуждения, в которых они погрязли. Отметим своеобразие кульминации толстовских повестей: в них почти нет столкновений противоборствующих сторон, нет внешней борь­ бы разных характеров. (В какой-то мере исключение составляет «Крей- церова соната».) Причина конфликта внешнего действия перенесена в сферу внутренних душевных катаклизмов. Поэтому кульминация часто растянута на несколько эпизодов повествования, параллельно внешне­ му действию разворачивается и сюжет переживаний. Этот внутренний план изображения является главным и приводит к развязке духовного порядка, то есть к прозрению героев, поэтому конфликты толстовских повестей нельзя назвать неразрешенными, но они локальны, замкнуты (при всей их общественно-философской глубине). Несмотря на многие общие моменты, характерные для сюжето- строения повестей Толстого 80-90-х годов, которые дают дополнитель­ ные основания рассматривать их как цикл, каждая из них в высшей степе­ ни оригинальна и наполнена особой притягательной силой. В поздний период творчества Л. Н. Толстой как бы возвращается к поэтике тезисного письма, от которого отошла русская литература на­ чиная с А. С. Пушкина. Подавляющее большинство произведений наших классиков XIX века и толстовские до перелома построены в ос­ новном не как художественное доказательство, а как художественное исследование. Автор ставит эксперимент, исход которого не предре­ шен. Смысл произведения - в глубине постановки вопроса, а не в опре­ деленности ответа! В 1880-90-е годы Толстой в основу каждой повести кладет уже решенные для него проблемы. Он разворачивает художественное про­ странство разработанного им нового христианского жизнепонимания. Некоторые повести прямо и начинаются евангельскими эпиграфами. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=