ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ жанра, роль сюжета в позднем творчестве художника и структурные из­ менения самой поэтической манеры позднего Толстого. В повестях этого периода ограничено число персонажей и дейст­ вие развивается вокруг главного героя. Он заметно изменился. Теперь это человек, как правило, обыкновенный, живущий как все. В отличие от ранних повестей Толстого, которые зачастую посвящены какому-то определенному периоду жизни героя, в поздних автор стремится показать его жизненный путь полностью. Он не оставляет читателя в сомнении о дальнейшей судьбе героя, а дает ее как бы логически за­ вершенной. Роль сюжета как выразителя авторского замысла, авторской оцен­ ки героя возрастает. Толстой-психолог основное внимание сосредоточи­ вает теперь на взаимодействии чувств и мыслей героев с их поступка­ ми. Сам же психологический процесс, то, что Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души» и что составляет сердцевину толстовского психологизма, в повестях данного периода представлен в значитель­ но меньшей степени, чем ранее. Все произведения этого периода буквально насыщены сюжет­ ными ситуациями. Примечательно, что герои в повестях предстают перед читателем в момент зрелости. Автор подробно не описывает детст­ во и юность персонажей, то есть не изображает становление и взрос­ ление личности героя. Особо следует отметить типичность ситуации в этих повестях. За­ остряется внимание читателя на знаменательных ситуациях в жизни че­ ловека. Это ситуация ухода, преступления, смерти, любовных отноше­ ний и духовного прозрения. Из перечисленных две - ситуация ухода и ситуация преступления - можно считать новыми для художественного мира писателя, другие же осмыслены несколько иначе, чем ранее. Так. любовная ситуация в поздних повестях Толстого утрачивает былую поэ­ тичность, одухотворенность, разработана только с точки зрения чув­ ственности и окрашена в мрачные, трагические тона. Ситуация смерти почти везде сопряжена с ситуацией духовного прозрения, которая во всех повестях этого периода является ключевой, на что неоднократно указывали исследователи. Именно к ней стягиваются все композицион­ ные и смысловые нити художественного текста. В композиции сюжетов повестей Толстой часто использует прием перевернутого сюжета, несовпадение сюжетного и фабульного времени. Такой прием позволяет автору акцентировать внимание читателя на зна­ чимых сюжетных узлах той или иной повести. Большинство из этих 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=