ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ жанра, роль сюжета в позднем творчестве художника и структурные из менения самой поэтической манеры позднего Толстого. В повестях этого периода ограничено число персонажей и дейст вие развивается вокруг главного героя. Он заметно изменился. Теперь это человек, как правило, обыкновенный, живущий как все. В отличие от ранних повестей Толстого, которые зачастую посвящены какому-то определенному периоду жизни героя, в поздних автор стремится показать его жизненный путь полностью. Он не оставляет читателя в сомнении о дальнейшей судьбе героя, а дает ее как бы логически за вершенной. Роль сюжета как выразителя авторского замысла, авторской оцен ки героя возрастает. Толстой-психолог основное внимание сосредоточи вает теперь на взаимодействии чувств и мыслей героев с их поступка ми. Сам же психологический процесс, то, что Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души» и что составляет сердцевину толстовского психологизма, в повестях данного периода представлен в значитель но меньшей степени, чем ранее. Все произведения этого периода буквально насыщены сюжет ными ситуациями. Примечательно, что герои в повестях предстают перед читателем в момент зрелости. Автор подробно не описывает детст во и юность персонажей, то есть не изображает становление и взрос ление личности героя. Особо следует отметить типичность ситуации в этих повестях. За остряется внимание читателя на знаменательных ситуациях в жизни че ловека. Это ситуация ухода, преступления, смерти, любовных отноше ний и духовного прозрения. Из перечисленных две - ситуация ухода и ситуация преступления - можно считать новыми для художественного мира писателя, другие же осмыслены несколько иначе, чем ранее. Так. любовная ситуация в поздних повестях Толстого утрачивает былую поэ тичность, одухотворенность, разработана только с точки зрения чув ственности и окрашена в мрачные, трагические тона. Ситуация смерти почти везде сопряжена с ситуацией духовного прозрения, которая во всех повестях этого периода является ключевой, на что неоднократно указывали исследователи. Именно к ней стягиваются все композицион ные и смысловые нити художественного текста. В композиции сюжетов повестей Толстой часто использует прием перевернутого сюжета, несовпадение сюжетного и фабульного времени. Такой прием позволяет автору акцентировать внимание читателя на зна чимых сюжетных узлах той или иной повести. Большинство из этих 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=