ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Я. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК В данном аспекте неожиданное качество обнаруживает, на наш взгляд, князь Андрей: его тяга к окруженной семейством Наташе, путе шествие и даже служба («роман» со Сперанским), в сущности, воспроиз водят классическую «вертериану». Если наше предположение о немец ких романтических корнях этого персонажа верно, то знаменитое «небо Аустерлица» - не что иное, как изящная, но закономерная художествен ная трансформация столь любимого Вертером «Оссиана»: небеса, покры тые таинственными облаками, пейзаж после битвы, «мировая скорбь», призраки героев (Наполеон над раненым князем). Влияние самого Толстого на русскую литературу - тема особого, неизбежно «эмпирического» разговора, ибо, вопреки мнению А. С. Буш мина, чеховская фраза из «Дуэли» («стал накрапывать дождь») — не просто случайная цитата из «Холстомера», но тонкая пародия на «мер- лехлюндию» ключевой фразы ключевой главы этого толстовского ше девра [2]. Политекстуальность - язык писателей, включенных в куль турное пространство, форма их творческой коммуникации, попытка обойтись без «критиков». Примечания [1] Грачев А. П. «Русский реформатор» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». К генезису образа М. М. Сперанского // Н. Г. Чернышев ский. Статьи, исследования и материалы. Вып. 12. Саратов, 1997. [2] Бушмин А. С. Наука о литературе. М., 1980. С. 167. Т. Н. Куркина Воронеж СЮЖЕТОСТРОЕНИЕ ПОВЕСТЕЙ ТОЛСТОГО 1880-90-х ГОДОВ Композиция сюжетов повестей Толстого 1880-90-х годов не раз привлекала внимание исследователей. Особенно ценны в этом плане ра боты И. А. Юртаевой. Однако и в них названная тема раскрыта недоста точно полно. Анализ сюжетостроения этих повестей дает дополнитель ную возможность осознать основы единства произведений данного 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=