ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК Но роман возвращает действительность не в виде факта, события, а в виде ее единого образа. Цель романного жанра можно сформулировать как постижение жизни через слово. Ведь именно слово является инструментом, кото­ рым пользуется автор. Мир романа максимально приближен к настоящей действительности, и действительность осмысливается личностно, авто­ ром, через слово романа. И здесь возникает, пожалуй, самый главный вопрос: как вся многообразная действительность проявляет себя в роман­ ном жанре? Должны быть какие-то законы, которые позволяют многого­ лосной действительности войти в роман. Если автор эпохи «неготового слова» создает художественную реальность по особым, присущим толь­ ко этому произведению законам, то романная художественная реаль­ ность - это в своем роде неповторимая реальность. Законы художествен­ ного мира устанавливаются с самого начала произведения. Первое слово романа - это начало мира, мира художественного. Получается, что худо­ жественный мир творится на наших глазах и с нашим участием. Законы художественной реальности устанавливаются единожды, за пределами художественного текста эти законы перестают действовать. Роман все подчиняет себе, все литературные жанры и саму теорию литературы. Роман перекрывает возможности всех остальных жанров. Он игнорирует все литературные правила. Не один раз исследователи подчеркнут, что многотемность романа- не просто особенность этого жанра, но и основная задача. Многотем­ ность романа выражается прежде всего в неоднократности его стиля. Действительность изначально многоголосна, «разноречива» (термин М. М. Бахтина), а значит, многоголосным должен быть и стиль романа. Эта «разноречивость» стиля оказывается необходимым условием для су­ ществования романного жанра. Роман можно с полной уверенностью назвать синтетическим жан­ ром, который включает в себя опыт всех предшествующих жанров. И здесь важно не просто механическое объединение разных структур, а внутренняя потребность литературы в едином образе мира. Если каждый литературный жанр вырабатывает свой язык, свой стиль, то в роман входят и организуются в нем разные стилистические системы. Романный жанр создает новые формы речи, новые возможности орга­ низации разных форм речи. Формы речи вступают в различные сцепления - сцепления-подо­ бия и сцепления-отталкивания, образуя тем самым определенную иерар­ хию ценностей. Отдельные явления разноречия в системе романа уже 29

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=