ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ А. В. Шадская Тула ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО И А. А. ФЕТА Концепция литературного образования в учебных заведениях, работающих по педагогической системе «Школа Л. Н. Толстого», предполагает формирование нравственного гуманистического начала у школьников и студентов через приобщение их к лучшим творени­ ям словесного искусства, прежде всего к произведениям великого гу­ маниста Толстого и писателей, с которыми он был духовно близок. В своей статье «Что такое искусство?» Лев Николаевич Толстой отмечал: «Как слово, передающее мысли и опыты людей, служит сред­ ством единения людей, так точно действует и искусство. Дея­ тельность искусства основана на том, что человек, воспринимая слухом или зрением выражения чувства другого человека, способен ис­ пытывать то же самое чувство». Афанасий Афанасьевич Фет так опре­ делял главное качество творца искусства, мастера слова: «Говоря о поэтической зоркости, даже забываю, что существует перо. Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте, а ос­ тальное на заднем плане... Поэт - тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит». Что кажется общим в поэтической зоркости по отношению к при­ роде и человеку у Толстого и Фета? Сходство сюжетов может пока­ заться случайным, их сопоставление —нарочитым, но два писателя — кто раньше, кто позже - испытали одни и те же впечатления; те­ перь мы, заражаясь этими чувствами, сочувствуем и сопереживаем с ними обоими. Думается, что в раскрытии темы «Человек и природа» оба худож­ ника тяготеют к импрессионизму, так как они пристально всматрива­ ются во внешний мир, но показывают его таким, каким этот мир предстал мгновенному восприятию писателя или героя, таким, каким он кажется в данный момент. Их интересует не столько предмет, обра­ тивший на себя внимание, сколько впечатление, произведенное этим предметом. Фет говорил: «Для художника впечатление, вызвавшее про­ изведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». Вспомним «чудный малиновый в полном цвету репей» из повес­ ти Толстого «Хаджи-Мурат». Сорванный, поруганный, распятый коле- 283

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=