ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ А. В. Шадская Тула ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО И А. А. ФЕТА Концепция литературного образования в учебных заведениях, работающих по педагогической системе «Школа Л. Н. Толстого», предполагает формирование нравственного гуманистического начала у школьников и студентов через приобщение их к лучшим творени ям словесного искусства, прежде всего к произведениям великого гу маниста Толстого и писателей, с которыми он был духовно близок. В своей статье «Что такое искусство?» Лев Николаевич Толстой отмечал: «Как слово, передающее мысли и опыты людей, служит сред ством единения людей, так точно действует и искусство. Дея тельность искусства основана на том, что человек, воспринимая слухом или зрением выражения чувства другого человека, способен ис пытывать то же самое чувство». Афанасий Афанасьевич Фет так опре делял главное качество творца искусства, мастера слова: «Говоря о поэтической зоркости, даже забываю, что существует перо. Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте, а ос тальное на заднем плане... Поэт - тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит». Что кажется общим в поэтической зоркости по отношению к при роде и человеку у Толстого и Фета? Сходство сюжетов может пока заться случайным, их сопоставление —нарочитым, но два писателя — кто раньше, кто позже - испытали одни и те же впечатления; те перь мы, заражаясь этими чувствами, сочувствуем и сопереживаем с ними обоими. Думается, что в раскрытии темы «Человек и природа» оба худож ника тяготеют к импрессионизму, так как они пристально всматрива ются во внешний мир, но показывают его таким, каким этот мир предстал мгновенному восприятию писателя или героя, таким, каким он кажется в данный момент. Их интересует не столько предмет, обра тивший на себя внимание, сколько впечатление, произведенное этим предметом. Фет говорил: «Для художника впечатление, вызвавшее про изведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». Вспомним «чудный малиновый в полном цвету репей» из повес ти Толстого «Хаджи-Мурат». Сорванный, поруганный, распятый коле- 283
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=