ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ с этим Толстой хотя видел и учитывал возможность уничтожения зла жизни путем борьбы, но был убежден в истинности своего нрав­ ственного учения и отрицал эту возможность. Вместе с тем данное нрав­ ственное учение также заставляет Л. Н. Толстого отрицать позицию, предполагающую, что «для личного совершенствования необходи­ мо прежде изменить условия, среди которых живут люди», и приводит к метафизическому выводу: «Все дело в случае»; - содержание рассказа «После бала» основано на противопостав­ лении сцен бала и экзекуции, но эти сцены можно рассматривать как великолепно вылепленный единый образ деспотизма, вопло­ щающий в себе различные стороны зла. В этих двух сценах нет проти­ вопоставления добра и зла, в них одно зло, обнаженное писателем путем контраста между следствием (роскошный бал) и причиной (угнетение и жестокость) одного общественного явления; - рассказ «После бала» состоит всего из нескольких страниц, но впечатление от него такое, будто прочитано большое произведение. 3. Внеклассное чтение - логическое продолжение обязательног курса и способствует созданию у учащихся целостного представле­ ния о творчестве писателя. Исходя из определенных принципов организации и руководства внеклассным чтением, необходимо представить себе уроки внеклас­ сного чтения произведений Л. Н. Толстого как историко-литератур­ ную систематизацию отобранного материала и виды деятельности учащихся, соответствующие возрастным уровням, этапам и ступеням освоения литературы, читательским интересам, восприятиям и потреб­ ностям и т. д. В связи с этим уроки внеклассного чтения произ­ ведений Л. Н. Толстого в средней школе Вьетнама, на наш взгляд, включают в себя следующее содержание: - повести «Утро помещика», «Люцерн», «Отец Сергий», «Хаджи Мурат»; - роман «Война и мир» (уделить внимание двум темам: 1) «Геро­ ическая борьба народа против иноземных захватчиков»; 2) «Передовое дворянство»); - письменные работы учащихся. Разумеется, предлагаемая нами система не исключает иных путей изучения творчества Л. Н. Толстого в средней школе Вьетнама. Она толь­ ко является ориентировочной и может быть изменена в зависимости от конкретных педагогических условий. 282

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=