ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ гаем новую систему, которая включает в себя следующие уроки: нау­ чение биографии писателя, анализ произведения писателя, внекласс­ ное чтение произведений писателя. Подход к данной системе обусловлен следующим: I . Изучение биографии писателя - ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу. При создании урока по изучению биографии Л. Н. Толстого в средней школе Вьетнама краткий очерк жизни и творчества писателя, на наш взгляд, является самой резонансной формой. Методическое своеобразие такого урока определяется по следую­ щим соображениям: - биографический рассказ начинается с характеристики эпохи, когда жил и творил писатель, и должен основываться на тех эпизодах из жизни писателя, которые имеют большое значение для формирова­ ния его мировоззрения и ближайшее отношение к изучаемому затем произведению; - слово учителя о писателе не должно перегружать учащихся многочисленными сведениями, а должно создавать живой образ писа­ теля, формировать у них ясные и отчетливые представления об ос­ новных чертах его жизни и творчества, заражать их нравственным примером; - в заключение следует сказать о значении писателя для разви­ тия литературы Вьетнама. 2. Школьный анализ художественного произведения - самый ответственный этап в изучении литературы. Именно здесь закладывает­ ся прочная база выводов об идейном содержании произведения, о зна­ чении творчества писателя. Исходя из существующих условий работы в средней школе Вьет­ нама и обращаясь к опыту работы русской школы, предлагаем заме­ нить для школьного анализа «Войну и мир» рассказом «После бала». Анализ рассказа «После бала» в единстве идейного содержания и художественной формы приводит к следующим выводам: - тема обличения деспотизма самодержавия и тема нравственно­ го воскресения героя в произведениях последнего периода жизни Л. Н. Толстого нашла яркое художественное воплощение в рассказе «После бала»; - в рассказе «После бала» Толстой продолжал поиски идеала положительного героя, противостоящего злу жизни, и пытался разре­ шить проблему зла по своему нравственному учению. В соответствии 281

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=