ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Сцепления романа обнажены, как будто из боязни, что читатель их пропустит или не заметит. Особенности повествовательной формы во многом объясняются законами жанра, к которому относится произве­ дение. Жанр «Воскресения» (в конечном его варианте) определяется как роман. Осмысление жанровой природы романа имеет свою отдельную историю. Остановимся только на фактах, значимых для особенностей романного стиля. Говорить о стилистических особенностях романа непросто, так как роман - жанр, не ушедший в историю, жанр, к которому относятся совер­ шенно непохожие друг на друга образцы. Риторики эпохи «готового слова» часто совсем не останавливаются на жанре романа. Все риторичес­ кие жанры предполагают определенные правила. Слово в эпоху «готового слова» задано вместе с его значением. Писатель знает, как нужно изобра­ жать, как правильно изображать. Эпоха «неготового слова», в которую развивается в полной мере романный жанр, требует от автора творчест­ ва слова, создания нового, незнакомого, непривычного слова. Жанр рома­ на скорее относится к неканоническим жанрам, поэтому к роману труд­ но предъявлять какие-либо определенные требования. Заметим, что жанр романа заявляет о себе в полной мере в эпоху XVIII века, когда особенно активно развивается теория познания. И основной задачей романа явля­ ется «объяснение жизни». Роман - это не просто литературное произве­ дение, это нечто большее. От романа требуют определенного ответа на насущные проблемы времени. Здесь возникает вопрос о взаимоотно­ шении романа и действительности. Роман - это жанр, который осмысляет реальность, действительность через слово, ничем не заданное. Роман - жанр, который направляет все свои силы на осмысление настоящей действительности. Гак, например, роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - это осмысление не только и не столько эпохи Отечественной войны, сколько осмысление настоящего (для писателя) времени, 60-х годов XIX века. Роман направлен на настоящее время, он живет этим настоя­ щим, и отсюда романная незамкнутость на самом себе, незавершен­ ность как основное качество жанра. С другой стороны, добираясь до сущности вопросов жизни, роман расставляет вопросы, выявляет противоречия действительности, но не разрешает их до конца. В этом смысле любой конец романа является открытым, замкнутым стилистически, но не закрытым по содержанию, по смыслу. Роман возникает на основе действительной жизни, рож­ дается из нее и направляется в жизнь, в действительную реальность. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=