ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Сцепления романа обнажены, как будто из боязни, что читатель их пропустит или не заметит. Особенности повествовательной формы во многом объясняются законами жанра, к которому относится произве дение. Жанр «Воскресения» (в конечном его варианте) определяется как роман. Осмысление жанровой природы романа имеет свою отдельную историю. Остановимся только на фактах, значимых для особенностей романного стиля. Говорить о стилистических особенностях романа непросто, так как роман - жанр, не ушедший в историю, жанр, к которому относятся совер шенно непохожие друг на друга образцы. Риторики эпохи «готового слова» часто совсем не останавливаются на жанре романа. Все риторичес кие жанры предполагают определенные правила. Слово в эпоху «готового слова» задано вместе с его значением. Писатель знает, как нужно изобра жать, как правильно изображать. Эпоха «неготового слова», в которую развивается в полной мере романный жанр, требует от автора творчест ва слова, создания нового, незнакомого, непривычного слова. Жанр рома на скорее относится к неканоническим жанрам, поэтому к роману труд но предъявлять какие-либо определенные требования. Заметим, что жанр романа заявляет о себе в полной мере в эпоху XVIII века, когда особенно активно развивается теория познания. И основной задачей романа явля ется «объяснение жизни». Роман - это не просто литературное произве дение, это нечто большее. От романа требуют определенного ответа на насущные проблемы времени. Здесь возникает вопрос о взаимоотно шении романа и действительности. Роман - это жанр, который осмысляет реальность, действительность через слово, ничем не заданное. Роман - жанр, который направляет все свои силы на осмысление настоящей действительности. Гак, например, роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - это осмысление не только и не столько эпохи Отечественной войны, сколько осмысление настоящего (для писателя) времени, 60-х годов XIX века. Роман направлен на настоящее время, он живет этим настоя щим, и отсюда романная незамкнутость на самом себе, незавершен ность как основное качество жанра. С другой стороны, добираясь до сущности вопросов жизни, роман расставляет вопросы, выявляет противоречия действительности, но не разрешает их до конца. В этом смысле любой конец романа является открытым, замкнутым стилистически, но не закрытым по содержанию, по смыслу. Роман возникает на основе действительной жизни, рож дается из нее и направляется в жизнь, в действительную реальность. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=