ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ ки образовательного процесса овладевали бы основами саморазвития и культуры общения. Тогда мало кто мог предположить, что экспери­ мент превратился в крупномасштабный поиск нового содержания об­ разования и путей его воплощения. Несколько идей лежат в основе педагогической системы «толстовских» школ. Среди них: 1) единство разума, культуры чувства, самостоятельности как уме­ ния сделать собственный свободный выбор; 2) развитие в человеке трех равновеликих начал: а) родового, планетарного, общечеловеческого, б) социально-видового (каждый живет в определенную эпоху, принадлежит к определенному народу, являясь носителем его исто­ рии, культуры, традиций, проживает в той или иной семье, исповеду­ ет гу или иную веру и т. д.), в) индивидуально-неповторимого (каждый только раз приходит в этот мир, и потому его жизнь - это ни с чем не сравнимая ценность); 3) служение людям через служение Истине, Добру, Красоте. Но все эти подходы могут оказаться нецелесообразными, если не будут объединены сверхзадачей. На нее в течение всей своей жизни неоднократно указывал Лев Толстой. Речь идет об идеале и постоянном раздумье человека о должном и сущем: что он есть се­ годня по отношению к идеалу и кем он должен стать завтра. Толстой создает парадигму человеческого существования, согласно которой жизнь мыслящего существа протекает в поиске своего места в мире, проходит через тернистый путь испытания, сопряжена со взлетами и падениями духа. Толстой приходит к мысли о том, что каждому пе­ риоду жизни человека свойственны свои особенности и в то же время эти периоды связаны между собой некой общей идеей. «Детство», «От­ рочество», «Юность», «Смерть Ивана Ильича», трактат «О жизни», за­ вещание веку грядущему - последняя работа «Путь жизни» - в этих и других произведениях Толстого создана типология бытия человека, намечена программа неустанного движения к истине и идеалу - от рождения до старости и бессмертия. По существу, Толстой всю свою жизнь решал проблему непрерывного духовного совершенствования человека, непрерывного образования. Опыт художника и мыслителя в этой области знаний, к сожалению, оказался до сих пор не востребо­ ванным в должной мере. Создатели эксперимента «Школа Л. Н. Толс­ того» стремятся обобщить опыт предшественника, соотнести этот опыт с тенденциями современного образования и воспитания, придать ему практическую направленность. 278

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=