ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ ких установок по отношению к своему наличному бытию (Е. Н. Вол­ кова, 1998). Мы полагаем, что именно субъектность как специфически челове­ ческое качество принимает на себя функции психологического механиз­ ма адаптации студента к учебному процессу педагогического вуза. В. Б. Ремизов Тула ПУТЬ ЖИЗНИ - ПУТЬ «СОТВОРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»: УЧЕНИК - СТУДЕНТ - УЧИТЕЛЬ Незадолго до смерти Л. Н. Толстой писал: «Не теряет своего радостного значения одно: сознание своего движения к совершенству. Только это неперестающее совершенствование дает истинную, не пере­ стающую, а растущую радость. Всякий шаг вперед на этом пути несет свою награду...». О совершенствовании писали и пишут много, эта идея звучит практически в каждом школьном уставе. Но одно дело - провозгласить идею, другое - вдохнуть ее в жизнь. Ни один педагог не входит в класс с дурными намерениями. Каждый уверен, что он сеет «разумное, доброе, вечное», чуть ли не во всех педагогических учреждениях эти слова вынесены «на стену». Только вот результаты с каждым годом все хуже и хуже. Практика убеждает, что большин­ ство педагогов смутно представляют себе, что такое «разумное, доброе, вечное». Они приучены спорить об абстрактном и реальном гуманизме, не зная самого главного - что такое гуманизм. Можно чи­ тать тысячи проповедей, вводить новые предметы, связанные с вопро­ сами морали, но все это может оказаться пустым звуком. Легко ска­ зать: «Не позволяй душе лениться», сложнее ответить на вопрос, и прежде всего самому себе, что значит не позволять душе лениться, чем отличается жизнь души от жизни тела, возможно ли их созвучие, или конфликт между ними извечный и роковой. Когда в 1990 г. творческая группа разрабатывала концепцию экс­ перимента «Школа Л. Н. Толстого», а среди ее участников были автор этих строк, А. А. Орлов, Н. А. Шайденко, Е. Д. Мелешко, С. И. Маслов, она сосредоточила свое внимание на проблемах духовного разви­ тия личности ребенка, проблемах, при разрешении которых участни- 277

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=