ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ ких установок по отношению к своему наличному бытию (Е. Н. Вол кова, 1998). Мы полагаем, что именно субъектность как специфически челове ческое качество принимает на себя функции психологического механиз ма адаптации студента к учебному процессу педагогического вуза. В. Б. Ремизов Тула ПУТЬ ЖИЗНИ - ПУТЬ «СОТВОРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»: УЧЕНИК - СТУДЕНТ - УЧИТЕЛЬ Незадолго до смерти Л. Н. Толстой писал: «Не теряет своего радостного значения одно: сознание своего движения к совершенству. Только это неперестающее совершенствование дает истинную, не пере стающую, а растущую радость. Всякий шаг вперед на этом пути несет свою награду...». О совершенствовании писали и пишут много, эта идея звучит практически в каждом школьном уставе. Но одно дело - провозгласить идею, другое - вдохнуть ее в жизнь. Ни один педагог не входит в класс с дурными намерениями. Каждый уверен, что он сеет «разумное, доброе, вечное», чуть ли не во всех педагогических учреждениях эти слова вынесены «на стену». Только вот результаты с каждым годом все хуже и хуже. Практика убеждает, что большин ство педагогов смутно представляют себе, что такое «разумное, доброе, вечное». Они приучены спорить об абстрактном и реальном гуманизме, не зная самого главного - что такое гуманизм. Можно чи тать тысячи проповедей, вводить новые предметы, связанные с вопро сами морали, но все это может оказаться пустым звуком. Легко ска зать: «Не позволяй душе лениться», сложнее ответить на вопрос, и прежде всего самому себе, что значит не позволять душе лениться, чем отличается жизнь души от жизни тела, возможно ли их созвучие, или конфликт между ними извечный и роковой. Когда в 1990 г. творческая группа разрабатывала концепцию экс перимента «Школа Л. Н. Толстого», а среди ее участников были автор этих строк, А. А. Орлов, Н. А. Шайденко, Е. Д. Мелешко, С. И. Маслов, она сосредоточила свое внимание на проблемах духовного разви тия личности ребенка, проблемах, при разрешении которых участни- 277
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=