ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В. В. Трубников Тула СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ Изменения в социальном, экономическом и культурном разви­ тии на постсоветском пространстве поставили перед системой обра­ зования, в том числе и высшего, ряд злободневных проблем. Одна из них - создание условий для благоприятного вхождения будущих специалистов в учебный процесс вуза и их дальнейшего продвиже­ ния по ступеням профессионализации. Неоценимыми для создания этих условий являются педагогические взгляды нашего великого земляка Л. Н. Толстого. Основываясь на признании тезиса о том, что специфической фор­ мой жизнедеятельности человека выступает его активность, мы пред­ положили, что психологическим механизмом адаптации студентов является формирующаяся у них субъектность будущей профессиональ­ ной деятельности. Понятие субьекгности в психологической науке связывается с харак­ теристиками человека как носителя активности. Субъектность относят к числу личностных качеств, проявляющихся в способности человека про­ изводить изменения в окружающем мире и в самом себе. К. А. Абульханова-Славская связывает субъектность прежде всего с развитием мотивационно-потребносгной сферы человека, с появлени­ ем у него внутреннего плана действий, потребностей, установок, на­ правленности личности и поддерживающих их эмоций. А. Г. Асмолов высшей формой субъектности считает личностный смысл, придающий событиям и действиям человека особую окраску. Важнейшей характеристикой субъектности являются присущая человеку способность целеобразования, самооценка, самоконтроль, саморегуляция как внутренние личностные детерминанты его де­ ятельности. Высшим проявлением субъектных свойств человека является твор­ чество. Акт творчества включает в себя процессы отражения и понима­ ния личностью себя, отношение к себе, формирование поведенчес- 276

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=