ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В. В. Трубников Тула СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ Изменения в социальном, экономическом и культурном разви тии на постсоветском пространстве поставили перед системой обра зования, в том числе и высшего, ряд злободневных проблем. Одна из них - создание условий для благоприятного вхождения будущих специалистов в учебный процесс вуза и их дальнейшего продвиже ния по ступеням профессионализации. Неоценимыми для создания этих условий являются педагогические взгляды нашего великого земляка Л. Н. Толстого. Основываясь на признании тезиса о том, что специфической фор мой жизнедеятельности человека выступает его активность, мы пред положили, что психологическим механизмом адаптации студентов является формирующаяся у них субъектность будущей профессиональ ной деятельности. Понятие субьекгности в психологической науке связывается с харак теристиками человека как носителя активности. Субъектность относят к числу личностных качеств, проявляющихся в способности человека про изводить изменения в окружающем мире и в самом себе. К. А. Абульханова-Славская связывает субъектность прежде всего с развитием мотивационно-потребносгной сферы человека, с появлени ем у него внутреннего плана действий, потребностей, установок, на правленности личности и поддерживающих их эмоций. А. Г. Асмолов высшей формой субъектности считает личностный смысл, придающий событиям и действиям человека особую окраску. Важнейшей характеристикой субъектности являются присущая человеку способность целеобразования, самооценка, самоконтроль, саморегуляция как внутренние личностные детерминанты его де ятельности. Высшим проявлением субъектных свойств человека является твор чество. Акт творчества включает в себя процессы отражения и понима ния личностью себя, отношение к себе, формирование поведенчес- 276
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=