ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО Н ШКОЛЕ И ВУЗЕ ко отступаем от идей Толстого, считавшего более естественным еди­ нообразное фонемное название согласных букв. Второй период, основной, решает задачу обучения чтению. Он начинается с работы по изучению звуковых соответствий букв в зависимости от их положения в слоге. По слоговой таблице выясня­ ется действие позиционного принципа русской графики, а затем осуществляется чтение слогов в различных комбинациях. Такой порядок работы отличает современное изучение «Азбуки» от того, которое предлагал Л. Н. Толстой. Однако это отличие правомерно, поскольку задача современного обучения не только в том, чтобы научить ребенка читать, но и в том, чтобы объяснить ученику ме­ ханизм чтения. Когда слоги отработаны, начинается собственно чтение слов и текстов по «Азбуке» в той логичной разумной постепенности, кото­ рую предложил Л. Н. Толстой: двусложные слова с прикрыто-от- крытым слогом, двусложные слова с неприкрытым первым слогом, односложные слова с закрытым слогом и т. д. Наконец, в третьем, заключительном, периоде обучения грамо­ те дети знакомятся с особенностями орфоэпического чтения по раз­ работанной Л. Н. Толстым методике и работают над содержанием и формой текстов «Круга чтения». Указанный подход к изучению современных возможностей обу­ чения грамоте по «Азбуке» Л. Н. Толстого предполагает различные формы изучения: теоретическую (лекции), практическую (структурное и содержательное сравнение различных методик и учебников по обуче­ нию грамоте), лабораторную (посещение уроков учителей, работаю­ щих по «Азбуке»), самостоятельную работу (составление конспектов уроков по «Азбуке»), 275

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=