ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ с разработанной писателем методикой обучения грамоте и созданной для этой цели книгой —азбукой. Информацию по этому вопросу студенты получают в курсе «Ме­ тодика преподавания русского языка» (раздел «Методика обучения грамоте», 2 курс), а также на специальных курсах и семинарах («Тра­ диция и новаторство в начальном обучении русскому языку», «Обуче­ ние грамоте в "Школе Л. Н. Толстого"», 4 курс). Изучение данной темы происходит в плане рассмотрения вопро­ са о возможностях современной реализации процесса обучения грамо­ те с использованием «Азбуки» Л. Н. Толстого. Как известно, «Азбука» («Новая Азбука») создавалась писателем в 70-е годы XIX века и была ориентирована главным образом на крестьянских детей. Именно поэтому разработанный Л. Н. Толстым «слого-слуховой» метод обучения грамоте был действительно оригинален, прост и доступен каждому потенциальному учителю, хотя бы и не имевшему специальной педагогической и лингвистической подготовки. Методическая традиция последних десятилетий прочно утверди­ ла приоритет звуковых подходов в обучении грамоте. Доказано, что такое обучение положительно сказывается на последующем овладе­ нии фонетикой, графикой и орфографией. Вследствие этого в современ­ ных условиях применение «Азбуки» Л. Н. Толстого предполагает два методических варианта: - «Азбука» используется как книга для чтения, а собственно овладение грамотой осуществляется по учебникам В. Г. Горецкого, Д. Б. Эльконина и других авторов; - обучение грамоте осуществляется целиком непосредственно по «Азбуке» Л. Н. Толстого. В последнем случае процесс обучения грамоте проходит три традиционных периода (подготовительный, основной и заключи­ тельный), однако их содержательная наполненность существенно меняется. Первый период, подготовительный, включает безбуквенную и буквенную ступени. Если содержание безбуквенной ступени не про­ тиворечит сложившейся традиции (аналитически изучается устройст­ во языка, осуществляется работа по развитию речи и мышления детей), то буквенная ступень, в противоположность всем ныне сущест­ вующим звуковым методам, предполагает изучение сразу всех букв в алфавитном порядке и с алфавитными названиями. Здесь мы несколь- 274

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=