ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Близки связи Толстого с традицией французского экзистенциализ­ ма: проблема становления героя, его внутреннего состояния, смер­ ти у русского писателя (Андрей Болконский, Анна Каренина, Иван Ильич) нашла отражение в трилогии С. де Бовуар и романе «Очень легкая смерть». Используя принципы творческого анализа Толстого, Ф. Мориак в романе «Тереза Декейру» осмысливает женский вопрос. Связи Л. Н. Толстого с немецкой традицией лежат между анали­ зом самим Толстым немецкой традиции и осмыслением Т. Манном жизни, творчества великого русского писателя, нравственный автори­ тет которого был для немецкого интеллектуала непререкаемым. Открытие Л. Н. Толстым проблемы философии жизни, во многом соприкасающееся со взглядами А. Шопенгауэра, находит свое продол­ жение в творчестве Ф. Ницше. Тема игры, ставшая актуальной благодаря работе нидерландского исследователя И. Хайзинги, заставляет вспомнить о философской тра­ диции немецкой культуры в исследовании данного феномена И. Кан­ том, Г. Гессе в его романе «Игра в бисер». Как показывает анализ, тема игры достаточно подробно разрабатывалась Л. Толстым, особенно в пе­ риод работы над трактатом «Что такое искусство». Много параллелей с творчеством Толстого обнаружили студенты при изучении японской литературы XX века. Интерес студенческой аудитории к данному эксперименту позво­ ляет сделать вывод о целесообразности данного направления работы в рамках изучения творчества Л. Н. Толстого, когда знание истории и культуры страны изучаемого языка позволяет более подробно осмыс­ лить жизнь и творчество великого земляка. М. Ю. Барабанова Тула ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Одним из аспектов изучения методического наследия Л. Н. Толс­ того является ознакомление будущих учителей начальных классов 273

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=