ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ позволяет осмыслить новую парадигму образования, предполагаю­ щую признание процесса самосовершенствования личности учителя и учащихся сущностью образовательной деятельности. Изучая педагогическое наследие Л. Н. Толстого, его статьи, пись­ ма, дневник яснополянской школы, «Азбуку», «Новую азбуку», книги для чтения, студенты включаются в разнообразную практическую работу. Одним из главных ее показателей являются педагогические умения. При этом умение определяется как сложное интегративное качество личности, обеспечивающее успешность формирования и вы­ полнения некоторого действия или системы действий, т. е. решение за­ дачи. Понимание умения как качества личности позволяет соотнести систему профессиональных умений с системой профессиональных задач, а процесс формирования умений - с решением соответствую­ щих учебно-педагогических задач. В связи с этим будущий учитель - выпускник педуниверситета должен обладать достаточно хорошо сфор­ мированной системой общепедагогических и частных умений, соот­ ветствующей системе профессиональных задач. Е. А. Гервольскан Тула Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПИСАТЕЛИ (из опыта преподавания курса «Художественные и нравственно-философские взгляды Л. Н. Толстого» на факультете иностранных языков) Закономерно, что в рамках указанного курса у преподавателя воз­ никает желание предоставить студентам возможность осмыслить влия­ ние Л. Н. Толстого на крупнейших писателей Европы, Америки, Японии и др. с точки зрения собственного духовного опыта, исходя из специфики изучаемого языка, страны и ее культуры. Совпадение, развитие тем, разнообразных художественных форм, социальных проблем в европейской традиции XIX и XX вв. невозмож­ но вне имени Л. Н. Толстого, оказавшего влияние на литературно-ху­ дожественную элиту собственными художественными достижениями: 271

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=