ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ позволяет осмыслить новую парадигму образования, предполагаю щую признание процесса самосовершенствования личности учителя и учащихся сущностью образовательной деятельности. Изучая педагогическое наследие Л. Н. Толстого, его статьи, пись ма, дневник яснополянской школы, «Азбуку», «Новую азбуку», книги для чтения, студенты включаются в разнообразную практическую работу. Одним из главных ее показателей являются педагогические умения. При этом умение определяется как сложное интегративное качество личности, обеспечивающее успешность формирования и вы полнения некоторого действия или системы действий, т. е. решение за дачи. Понимание умения как качества личности позволяет соотнести систему профессиональных умений с системой профессиональных задач, а процесс формирования умений - с решением соответствую щих учебно-педагогических задач. В связи с этим будущий учитель - выпускник педуниверситета должен обладать достаточно хорошо сфор мированной системой общепедагогических и частных умений, соот ветствующей системе профессиональных задач. Е. А. Гервольскан Тула Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПИСАТЕЛИ (из опыта преподавания курса «Художественные и нравственно-философские взгляды Л. Н. Толстого» на факультете иностранных языков) Закономерно, что в рамках указанного курса у преподавателя воз никает желание предоставить студентам возможность осмыслить влия ние Л. Н. Толстого на крупнейших писателей Европы, Америки, Японии и др. с точки зрения собственного духовного опыта, исходя из специфики изучаемого языка, страны и ее культуры. Совпадение, развитие тем, разнообразных художественных форм, социальных проблем в европейской традиции XIX и XX вв. невозмож но вне имени Л. Н. Толстого, оказавшего влияние на литературно-ху дожественную элиту собственными художественными достижениями: 271
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=