ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXГV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Общепедагогическая ориентация будущего учителя во многом определяется таким фактором, как наличие и обогащение знаний, необ­ ходимых для творческой профессиональной деятельности. Анкетиро­ вание выпускников педуниверситета, анализ результатов педагогической практики студентов, беседы с молодыми учителями показывают явно недостаточный уровень общего педагогического кругозора. Поэтому в содержании нормативного курса и спецкурса предусматривается глу­ бокий анализ взглядов Л. Н. Толстого на сущность основных категорий педагогики: образование, воспитание, обучение. Отмечая противоречи­ вость позиции самого Л. Н. Толстого, неоднозначность трактовок этих категорий современными исследователями, одновременно подчерки­ вается важность и значимость широкого философского понимания Толстым самих основ и процедуры образования и самосовершенство­ вания человека, свободы как главного «критериума» педагогики. Через содержание спецкурса происходит осмысление студентами проблемы личностно-ориентированного обучения и воспитания. Взгля­ ды Л. Н. Толстого на ребенка, особенности его роста и развития помо­ гают будущему учителю в моделировании своей индивидуальной педагогической деятельности, предполагают отказ от авторитарных установок, «давления» на личность ребенка, создание благоприятных условий для его интеллектуального, культурного, нравственного разви­ тия на основе взаимоотношений доверия, сотрудничества между педа­ гогом и учеником. Углубленное изучение студентами взглядов Л. Н. Толстого на на­ родную школу, ее цели, задачи, организационно-педагогического опыта Л. Н. Толстого имеет непреходящее значение для осмысления будущи­ ми учителями гуманистического типа школы как одной из важных пе­ дагогических ценностей. Знакомство студентов с яснополянской школой в ее историческом развитии позволяет углубить их представления о школе как лаборато­ рии учителя, технологии труда педагога, проникнуться пониманием важности таких его личностных качеств, как наблюдательность, эмпа­ тия, рефлексия, для осуществления личностно-ориентированного педа­ гогического процесса. В целом спецкурс при условии его связи с психолого-педагоги­ ческими дисциплинами, частными методиками содействует более углубленному формированию у будущего учителя понятий о гуманиза­ ции школы, цели и задачах образования, гуманистическом стиле пе­ дагогической деятельности, мастерстве учителя, развитии личности, 270

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=