ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXГV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Общепедагогическая ориентация будущего учителя во многом определяется таким фактором, как наличие и обогащение знаний, необ ходимых для творческой профессиональной деятельности. Анкетиро вание выпускников педуниверситета, анализ результатов педагогической практики студентов, беседы с молодыми учителями показывают явно недостаточный уровень общего педагогического кругозора. Поэтому в содержании нормативного курса и спецкурса предусматривается глу бокий анализ взглядов Л. Н. Толстого на сущность основных категорий педагогики: образование, воспитание, обучение. Отмечая противоречи вость позиции самого Л. Н. Толстого, неоднозначность трактовок этих категорий современными исследователями, одновременно подчерки вается важность и значимость широкого философского понимания Толстым самих основ и процедуры образования и самосовершенство вания человека, свободы как главного «критериума» педагогики. Через содержание спецкурса происходит осмысление студентами проблемы личностно-ориентированного обучения и воспитания. Взгля ды Л. Н. Толстого на ребенка, особенности его роста и развития помо гают будущему учителю в моделировании своей индивидуальной педагогической деятельности, предполагают отказ от авторитарных установок, «давления» на личность ребенка, создание благоприятных условий для его интеллектуального, культурного, нравственного разви тия на основе взаимоотношений доверия, сотрудничества между педа гогом и учеником. Углубленное изучение студентами взглядов Л. Н. Толстого на на родную школу, ее цели, задачи, организационно-педагогического опыта Л. Н. Толстого имеет непреходящее значение для осмысления будущи ми учителями гуманистического типа школы как одной из важных пе дагогических ценностей. Знакомство студентов с яснополянской школой в ее историческом развитии позволяет углубить их представления о школе как лаборато рии учителя, технологии труда педагога, проникнуться пониманием важности таких его личностных качеств, как наблюдательность, эмпа тия, рефлексия, для осуществления личностно-ориентированного педа гогического процесса. В целом спецкурс при условии его связи с психолого-педагоги ческими дисциплинами, частными методиками содействует более углубленному формированию у будущего учителя понятий о гуманиза ции школы, цели и задачах образования, гуманистическом стиле пе дагогической деятельности, мастерстве учителя, развитии личности, 270
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=