ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Я. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК благодатно воздействует на нее. Бытийный уровень понимания челове ка и мира развертывается в третьей части: выявлена незыблемость Бо жественной концепции бытия и Всемирной сущности человеческой природы, что возвращает повествование в исходную точку, утверждая соприродность Егравственного возрождения человека и весеннего про буждения природы. Сквозным мотивом прозы является Суд Божий с эсхатологической перспективой Воскресения, воплощению которого подчинено и своеоб разие композиционного выстраивания повествования. Три части романа отслеживают очищение и обновление души, сознания и Духа в прелом лении индивидуальной человеческой судьбы и универсальных законо мерностей бытия, когда духовно осваивается отношение «человека к тому целому, которого он чувствует себя частью и из которого он выводит руководство в своих поступках» (Толстой). И. Ю. Матвеева Санкт-Петербург ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» Роман Толстого «Воскресение» значительно отличается от преды дущих романов писателя. Он строится и живет по своим особым зако нам. Исходя из замысла автора, «Воскресение» - одно из тех произведе ний, которые не допускают по отношению к себе разного рода толкований, так как весь роман раскрывает один идеологический тезис Толстого, выраженный не однажды в произведениях 80-90-х годов. Интерпретато рам остается либо соглашаться с ним, либо нет. И в таком случае иссле дования разделились бы по признаку приятия-неприятия этого идеоло гического тезиса. Так это выглядело бы, если бы перед нами был в чистом виде публицистический жанр, но перед нами художественное произведе ние, а значит, - художественная реальность. И текст романа является носителем и воссоздателем этой реальности. Интересно, что стиль по следнего романа Толстого, его структура как будто обнажают себя, напра шиваются на анализ. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=