ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Я. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК благодатно воздействует на нее. Бытийный уровень понимания челове­ ка и мира развертывается в третьей части: выявлена незыблемость Бо­ жественной концепции бытия и Всемирной сущности человеческой природы, что возвращает повествование в исходную точку, утверждая соприродность Егравственного возрождения человека и весеннего про­ буждения природы. Сквозным мотивом прозы является Суд Божий с эсхатологической перспективой Воскресения, воплощению которого подчинено и своеоб­ разие композиционного выстраивания повествования. Три части романа отслеживают очищение и обновление души, сознания и Духа в прелом­ лении индивидуальной человеческой судьбы и универсальных законо­ мерностей бытия, когда духовно осваивается отношение «человека к тому целому, которого он чувствует себя частью и из которого он выводит руководство в своих поступках» (Толстой). И. Ю. Матвеева Санкт-Петербург ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» Роман Толстого «Воскресение» значительно отличается от преды­ дущих романов писателя. Он строится и живет по своим особым зако­ нам. Исходя из замысла автора, «Воскресение» - одно из тех произведе­ ний, которые не допускают по отношению к себе разного рода толкований, так как весь роман раскрывает один идеологический тезис Толстого, выраженный не однажды в произведениях 80-90-х годов. Интерпретато­ рам остается либо соглашаться с ним, либо нет. И в таком случае иссле­ дования разделились бы по признаку приятия-неприятия этого идеоло­ гического тезиса. Так это выглядело бы, если бы перед нами был в чистом виде публицистический жанр, но перед нами художественное произведе­ ние, а значит, - художественная реальность. И текст романа является носителем и воссоздателем этой реальности. Интересно, что стиль по­ следнего романа Толстого, его структура как будто обнажают себя, напра­ шиваются на анализ. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=