ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Я. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Е . Н. Орлова, М. А. Кувырталова Тула ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО К современному учителю сегодня предъявляются высокие профессиональные требования, наиболее значимыми из которых явля ются социальная и моральная позиция, ориентированная на общечело веческие ценности сознания, адекватный им стиль педагогической деятельности. Значительные возможности для формирования личности педагога- гуманиста, его профессионального мышления имеет изучение педаго гического наследия Л. Н. Толстого в системе лекционных и семинарских занятий по курсу «История и философия образования», в рамках спец курса «Педагогическое наследие Л. Н. Толстого: История и современ ность». Цель нормативного курса и спецкурса - помочь студентам систематизировать и углубить знания о педагогических взглядах и де ятельности Л. Н. Толстого, соотнести их с достижениями современной отечественной школы и педагогики. Логика построения лекционного курса и спецкурса, их содержа тельные аспекты учитывают взаимосвязь личностного, когнитивного, деятельностного компонентов процесса общепедагогической подготов ки будущего учителя. Знакомство студентов с эволюцией мировоззрения Л. Н. Толстого, поиском им своего «Я » и, наконец, признанием педагогической деятельности своим самым «страстным увлечением», собственно педа гогическими взглядами и опытом Л. Н. Толстого в значительной степе ни содействует формированию у будущего учителя системы мотивов и целей гуманистической деятельности, помогает осмыслить новую философию образования. Весьма актуально сегодня звучат слова Л. Н. Толстого: «Полагаю, что главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования, может и должна состоять прежде всего в том, чтобы выработать соответственно нашему времени рели гиозное и нравственное учение и, выработав таковое, поставить его во главе образования» (Пед. соч. М., 1989. С. 456-457). 269
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=