ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. И. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ тель-мастер, готовый к реализации принципа гуманизации школьной жизни, что позволяет определить личностный подход в учебно-вос­ питательном процессе. Обращение к педагогическому наследию Л. Н. Толстого помогает глубже осмыслить истоки гуманистических начал в педагогике и раз­ витие этих тенденций в современное время. Отказ от авторитарной пе­ дагогики, поворот к личности ребенка, его свободному развитию - это исходные позиции педагогики ненасилия, которая начинает полу­ чать широкое признание во всем мире. Именно поэтому при отборе содержания материала по теме «Учитель. Особенности профессиональ­ но-педагогической деятельности учителя, требования к личности учи­ теля» мы обращаемся к наследию Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой как никто другой прекрасно понимал простую истину: без любви к детям нет учи­ теля. Без этой любви к людям, любви к детям он не мыслил своей жизни, и именно эта любовь стала движущей силой его творческой де­ ятельности, в том числе и педагогической, которую он считал самым светлым периодом своей жизни. При рассмотрении на семинарском занятии вопроса о профес­ сионально-личностных качествах учителя мы считаем возможным об­ ратиться к мысли Л. Н. Толстого о профессиональной ответственности учителя за результаты педагогического труда. Среди многообразия личностных проявлений учителя это качество заслуживает особого внимания, так как характеризует существенную сторону профессио­ нально-этической культуры, выступает нравственным регулятором его профессионального поведения. Одним из условий успешного формирования профессиональной ответственности является развитие у учителя способности к педагогическому целеполаганию. Толстой называл «сознание всей важности ответственности, которую берет на себя воспитатель», одним из главных условий, необходимых учите­ лю (Толстой Л. Н. Пед. соч. М.: Педагогика, 1989. С. 480). Особенно при этом обращаем внимание студентов на то, что подлинную ответ­ ственность учителя Лев Толстой видел в том, «чтобы воспитывающие люди не переставали воспитывать себя» (там же, с. 446). Мысли Л. Н. Толстого о развитии личности ребенка, стимулиро­ вании творческих сил детей помогают студентам осмыслить сущ­ ность педагогической деятельности. Актуально звучит сегодня мысль Л. Н. Толстого о том, что «наилучшее отношение между учителем и учеником есть отношение естественности... Не принуждение, а воз­ буждение интереса ученика» - цель учителя (там же, с. 320). Школа, 267

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=