ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ добном подходе студенты глубже осознают значимость для современ­ ного учителя таких «ценностей-качеств» (В. А. Сластенин), как толерант­ ность, эмпатия, креативность, способность к рефлексивному анализу. Организуя образовательный процесс, важно не отбрасывать житейский повседневный опыт школьника, а уточнять, корректировать его, вклю­ чать в педагогические ситуации. Внимательное отношение учителя к во­ просам, ошибкам, сомнениям ребенка предупреждает отчуждение учебной информации, делает ее личностно значимой для ученика. Изучение психологически точных, диагностически насыщенных характеристик детей, анализ детских портретов в литературных произ­ ведениях Л. Н. Толстого приближает студентов к осмыслению непохо­ жести, оригинальности, неповторимости как важнейших ценностей личности, ведь «человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность». Л. Н. Толстой убежден, что в полной мере ре­ ализовать потенциальные возможности каждого ребенка, развить его нравственные качества можно только в доброжелательной, эмоциональ­ но комфортной атмосфере, обстановке доверия и непринужденности. Только в этих условиях можно было добиться «расцветания понимания у одной забитой девочки, с месяц молчавшей». Для педагога-гуманис- та недопустимо грубое, насильственное внедрение в сознание детей каких бы то ни было взглядов, позиций, представлений. При рассмот­ рении технологии организации педагогически целесообразного обще­ ния, техники предупреждения и регулирования конфликтов и др. (курс «Педагогические технологии») студенты вновь возвращаются к мысли Л. Н. Толстого о приоритете непрямых, косвенных, щадя­ щих способов воздействия на ребенка. Важнейшей терминальной и инструментальной ценностью явля­ ется свобода, не только «критериум педагогики», но и «необходи­ мое условие всякого истинного образования как для учащихся, так и для учащих». В понимании Л. Н. Толстого свобода - это прежде всего возможность выбора для детей, их родителей, учителей. Практика яс­ нополянской школы убеждает, что выбор не декларировался, а был повседневной реальностью, спектр выбора был достаточно широк: сво­ бодное посещение занятий, право выбора учебных предметов, необяза­ тельность домашних заданий. Изучая различные педагогические теории и системы, студенты просматривают тенденции развития толстовской идеи свободы в учениях Р. Штайнера, М. Монтессори, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского в поисках современных учителей-экспе- риментаторов. Убежденный сторонник «свободного порядка», Л. Н. Тол- 265

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=