ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ добном подходе студенты глубже осознают значимость для современ ного учителя таких «ценностей-качеств» (В. А. Сластенин), как толерант ность, эмпатия, креативность, способность к рефлексивному анализу. Организуя образовательный процесс, важно не отбрасывать житейский повседневный опыт школьника, а уточнять, корректировать его, вклю чать в педагогические ситуации. Внимательное отношение учителя к во просам, ошибкам, сомнениям ребенка предупреждает отчуждение учебной информации, делает ее личностно значимой для ученика. Изучение психологически точных, диагностически насыщенных характеристик детей, анализ детских портретов в литературных произ ведениях Л. Н. Толстого приближает студентов к осмыслению непохо жести, оригинальности, неповторимости как важнейших ценностей личности, ведь «человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность». Л. Н. Толстой убежден, что в полной мере ре ализовать потенциальные возможности каждого ребенка, развить его нравственные качества можно только в доброжелательной, эмоциональ но комфортной атмосфере, обстановке доверия и непринужденности. Только в этих условиях можно было добиться «расцветания понимания у одной забитой девочки, с месяц молчавшей». Для педагога-гуманис- та недопустимо грубое, насильственное внедрение в сознание детей каких бы то ни было взглядов, позиций, представлений. При рассмот рении технологии организации педагогически целесообразного обще ния, техники предупреждения и регулирования конфликтов и др. (курс «Педагогические технологии») студенты вновь возвращаются к мысли Л. Н. Толстого о приоритете непрямых, косвенных, щадя щих способов воздействия на ребенка. Важнейшей терминальной и инструментальной ценностью явля ется свобода, не только «критериум педагогики», но и «необходи мое условие всякого истинного образования как для учащихся, так и для учащих». В понимании Л. Н. Толстого свобода - это прежде всего возможность выбора для детей, их родителей, учителей. Практика яс нополянской школы убеждает, что выбор не декларировался, а был повседневной реальностью, спектр выбора был достаточно широк: сво бодное посещение занятий, право выбора учебных предметов, необяза тельность домашних заданий. Изучая различные педагогические теории и системы, студенты просматривают тенденции развития толстовской идеи свободы в учениях Р. Штайнера, М. Монтессори, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского в поисках современных учителей-экспе- риментаторов. Убежденный сторонник «свободного порядка», Л. Н. Тол- 265
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=