ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ И. Л. Федотенко Тула ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ Ценностные ориентации учителя являются основанием его про­ фессиональной идеологии: они определяют эффективность и направ­ ленность взаимодействия с детьми и коллегами, влияют на выбор стратегических задач образования, а также конкретных дидактических и воспитательных технологий, характеризуют особенности ролевого поведения педагога. Среди важнейших профессиональных ценностей - группа терми­ нальных: ценностное восприятие ребенка, ориентация на реализацию его потенциальных возможностей, интеллектуальное и эмоциональное развитие; осознание социальной значимости и личностных смыслов педагогической деятельности, возможность самореализации, самоопре­ деления, выстраивания профессиональной карьеры. К ценностям инстру­ ментального типа относятся: интегративная целостность, включающая знания о педагогических теориях, системах, технологиях; отношения; личностные качества; способы деятельности и др. Усилить гуманисти­ ческую направленность ценностного сознания студентов, выделить аксиологические аспекты педагогической информации позволяет обра­ щение к духовному наследию Л. Н. Толстого. Уже в процессе изучения пропедевтической дисциплины «Введение в педагогическую профессию» первокурсники анализируют мысль ве­ ликого педагога о ценностном восприятии каждого ребенка, неповтори­ мого мира детства, необходимости исследовать и уважать законы детской жизни, защищая и охраняя ее. От взрослого, особенно учителя, требу­ ется бережное отношение к хрупкому детскому миру, постоянная забота о его создании и развитии. Обращение к педагогической теории и практике Толстого делает для студентов понятнее сущность защитной функции школы: целесообразность развития у каждого ребенка чувства собствен­ ного достоинства, самоуважения; необходимость понимать и реализо­ вывать в образовательном процессе права детей; создание условий для становления гуманистических межличностных отношений школь­ ников; корректное осуществление психологической поддержки. При по- 264

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=