ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ И. Л. Федотенко Тула ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ Ценностные ориентации учителя являются основанием его про фессиональной идеологии: они определяют эффективность и направ ленность взаимодействия с детьми и коллегами, влияют на выбор стратегических задач образования, а также конкретных дидактических и воспитательных технологий, характеризуют особенности ролевого поведения педагога. Среди важнейших профессиональных ценностей - группа терми нальных: ценностное восприятие ребенка, ориентация на реализацию его потенциальных возможностей, интеллектуальное и эмоциональное развитие; осознание социальной значимости и личностных смыслов педагогической деятельности, возможность самореализации, самоопре деления, выстраивания профессиональной карьеры. К ценностям инстру ментального типа относятся: интегративная целостность, включающая знания о педагогических теориях, системах, технологиях; отношения; личностные качества; способы деятельности и др. Усилить гуманисти ческую направленность ценностного сознания студентов, выделить аксиологические аспекты педагогической информации позволяет обра щение к духовному наследию Л. Н. Толстого. Уже в процессе изучения пропедевтической дисциплины «Введение в педагогическую профессию» первокурсники анализируют мысль ве ликого педагога о ценностном восприятии каждого ребенка, неповтори мого мира детства, необходимости исследовать и уважать законы детской жизни, защищая и охраняя ее. От взрослого, особенно учителя, требу ется бережное отношение к хрупкому детскому миру, постоянная забота о его создании и развитии. Обращение к педагогической теории и практике Толстого делает для студентов понятнее сущность защитной функции школы: целесообразность развития у каждого ребенка чувства собствен ного достоинства, самоуважения; необходимость понимать и реализо вывать в образовательном процессе права детей; создание условий для становления гуманистических межличностных отношений школь ников; корректное осуществление психологической поддержки. При по- 264
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=