ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ не просмотреть Ломоносова, Пушкина, Глинку, Остроградского и как бы узнать, кому что нужно», - читаем в его дневниковых записях. 2. Приняв тезис И. Канта о том, что в человеке (ребенке) заложе ны самые разнообразные задатки, Толстой размышляет над тем, какой должна быть школа, которая не разрушила бы индивидуальность и в ко торой стало бы возможным раскрытие и совершенствование личнос ти ребенка. 3. Свобода деятельности и возможность выбора обучающегося - вот та провозглашенная великим педагогом основа организации школы. На этике ненасилия выстраиваются и нравственные категории учителя: развивая духовные, волевые, телесные начала ученика, со здать такие условия (сохраняющие свободу выбора), когда ребенок может делать осознанный шаг от знания к самопознанию, от разви тия к саморазвитию. 4. Идея самосовершенствования - одна из главных в этике Толс того, нашедшая свое выражение не только в художественных произве дениях, философских взглядах, но и в педагогической деятельности. Глубоко уважая учительский труд, Толстой предъявляет высокие требования к мастерству педагога. «Два правила я бы дал для воспита ния: самому не только жить хорошо, но и работать». Осмысление педагогических взглядов Л. Н. Толстого и анализ его этических, философских позиций способствуют решению задачи фор мирования у студентов гуманистической направленности. И в этом смыс ле наследие педагога и гуманиста Толстого является тем источником, который позволяет будущему учителю обрести свои профессиональ ные идеалы, ценности и на этой базе искать и вырабатывать инди видуальный стиль деятельности, овладевать основами педагогического мастерства. 263
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=