ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ не просмотреть Ломоносова, Пушкина, Глинку, Остроградского и как бы узнать, кому что нужно», - читаем в его дневниковых записях. 2. Приняв тезис И. Канта о том, что в человеке (ребенке) заложе­ ны самые разнообразные задатки, Толстой размышляет над тем, какой должна быть школа, которая не разрушила бы индивидуальность и в ко­ торой стало бы возможным раскрытие и совершенствование личнос­ ти ребенка. 3. Свобода деятельности и возможность выбора обучающегося - вот та провозглашенная великим педагогом основа организации школы. На этике ненасилия выстраиваются и нравственные категории учителя: развивая духовные, волевые, телесные начала ученика, со­ здать такие условия (сохраняющие свободу выбора), когда ребенок может делать осознанный шаг от знания к самопознанию, от разви­ тия к саморазвитию. 4. Идея самосовершенствования - одна из главных в этике Толс­ того, нашедшая свое выражение не только в художественных произве­ дениях, философских взглядах, но и в педагогической деятельности. Глубоко уважая учительский труд, Толстой предъявляет высокие требования к мастерству педагога. «Два правила я бы дал для воспита­ ния: самому не только жить хорошо, но и работать». Осмысление педагогических взглядов Л. Н. Толстого и анализ его этических, философских позиций способствуют решению задачи фор­ мирования у студентов гуманистической направленности. И в этом смыс­ ле наследие педагога и гуманиста Толстого является тем источником, который позволяет будущему учителю обрести свои профессиональ­ ные идеалы, ценности и на этой базе искать и вырабатывать инди­ видуальный стиль деятельности, овладевать основами педагогического мастерства. 263

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=