ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Л. А. Байкова Тула ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО В современной школе меняется характер отношений учителя и ученика, что не только ведет к переосмыслению и переоценке роли педагога в учебно-воспитательном процессе, но и существенным образом сказывается на характере профессиональной деятельности. Современный учитель - это носитель передаваемой школьникам куль­ туры, он организует и стимулирует развитие личности в образователь­ ном процессе, готовя ученика к самореализации личности. Таким образом, в процессе вузовской подготовки активизирует­ ся проблема формирования гуманистической направленности личнос­ ти учителя, являющейся одним из ведущих элементов педагогического мастерства. Педагогическое мастерство - самоорганизующаяся система в структуре личности. Системообразующим фактором здесь выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно и эффективно выстраивать педагогический процесс. При системной скорректированное™ всех видов направленности учителю, безусловно, важна направленность на цель. Но лишь при осознании им всей колоссальной ответственности перед будущим на­ чинает формироваться мастерство педагога. «Главное условие, необходимое для учителя,- это осознание всей важности ответственности, которую берет на себя воспитатель»,- писал Толстой. Среди педагогических идей Л. Н. Толстого наиболее значимыми в плане формирования у студентов гуманистической направленности личности как стержня педагогического мастерства мы выделяем сле­ дующие положения: 1. Взгляд на ребенка как целостное, гармоничное существо. Ли ность ребенка великий гуманист определил как «первообраз гармо­ нии»: Толстому-педагогу присуще пристальное внимание к каждому ученику, вера в талантливость и способности детей. «Я не могу войти в школу... чтобы не испытать прямо физического беспокойства, как бы 262

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=