ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ средств мы не можем побывать в Ясной Поляне. Недостаточны были и международные связи. Они существовали в том только смысле, что с 50-х годов через семинар прошли сотни студентов из всех стран Ев­ ропы, США, Латинской Америки, Африки, из Китая. Но у нас никогда не было возможности поехать в эти страны, обменяться опытом. Сейчас такая возможность появилась. Широта и разнообразие тематики докладов и обсуждений различ­ ных трудов не исключали существенного недостатка в работе, связан­ ного с состоянием общественной мысли вообще, литературоведения в частиости, в советскую эпоху. В изучении творчества Толстого это проявлялось, как известно, в том, что мы мало занимались проблемами, связанными с мировоззрением писателя, особенно его религиозной философией, нравственным учением. Все это было объявлено, квали­ фицировано как слабая, реакционная сторона его творчества. Нам были недоступны многие труды критиков, религиозных философов начала XX века. На страницах обзоров критики появлялось лишь имя Мереж­ ковского, но его книга «Толстой и Достоевский» не анализировалась подробно, а, как и другие в том же роде, объявлялась реакционной. Некоторый перелом наметился с конца 70-х гг., но только с середины 80-х мы имеем возможность приступить к этой проблеме вплотную. Настоящая работа только начата, но уже есть интересные результаты, и ее необходимо продолжить. Есть немало проблем, которые можно и нужно решать в семина­ ре - например, такие, как «Толстой и наша современность», «История изучения творчества Толстого». Мы много занимались дневниками Толстого, но не занимались мемуарной литературой, многочисленны­ ми воспоминаниями. Это может стать отдельным разделом с разнооб­ разной тематикой о личности и творчестве Толстого в этих мемуарах. Как и Пушкин, Толстой принадлежит к «вечно движущимся явлени­ ям» (как справедливо сказал критик). Кажется, эпоха произнесет о них свое слово. Многое из того, что казалось уже открытым, в наше изме­ нившееся время может предстать по-новому. 261

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=