ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ жения, в обществе и во Всемирном братстве как нравственно-социальном преломлении идеи Творения. Повествование романа подчинено целостному воплощению Суда Божьего как онтологической закономерности судьбы Нехлюдова. Про­ цесс духовного преображения героя изображен не только в его соци­ альной многомерности и взаимообусловленности, но также в психоло­ гической исчерпанности, т. е. с двух точек зрения - внутренней и внешней, совмещающихся в произведении, осмысливающем логику духовной биографии человека в контексте судьбы мира Божьего. Худо­ жественный мир романа воплощает структурно и сущностно идеал Все­ единства как проявление идеи Творения, в котором «все частное есть и мыс­ лимо только через свою связь с чем-либо другим» (С. Франк). Человек в романе Толстого преодолевает кризис личностного са­ моопределения и становится нетленным воплощением Божественной концепции бытия в приобщении к жизненным первоосновам. Повество­ вание завершается размышлениями Нехлюдова над Евангельскими запо­ ведями, когда герой начинает видеть себя в перспективе Вечного, подобно лохматому старику, гордо называющему себя просто Человеком. Так смыкаются начало романа (картина весеннего пробуждения приро­ ды) и его финал, создавая ощущение обновления человека, общества и природы в едином «потоке жизни». Прием кольцевой, или круго­ образной , композиции выражает простоту и мудрость жизнепонимания на структурном уровне повествования, актуализируя исконность Вечно­ го круга бытия, спор человека с которым в начале романа заканчивает­ ся его приобщением к жизни мира Божьего. Трехчастность повествования обусловлена антропологией Толстого, его концепцией жизнепонимания как преломления трех уровней челове­ ческой природы и онтологическими представлениями о строении мира, являющегося воплощением Высшей гармонии, обозначенной в Божест­ венной Троице. Первая часть посвящена художественному освоению нравственного Воскресения человека, выявлению логики его духовной биографии. Преодолением драматизма личностного самоопределения и восприятием Всемирной души завершается рассказ о первом фазисе духовной эволюции Нехлюдова: движение к нравственному возрождению начинается с эмоционально-сердечного пласта человеческой натуры - души. Душевное потрясение, пережитое после суда, побуждает Нехлюдо­ ва к осознанию происходящего в нем самом и в мире, что становится содержанием второй части, в которой герой встречается с множеством людей; и вовлечение обновленного человека в общественную жизнь 26

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=