ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. И. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Вторая часть анализа обращает внимание школьников на другое действующее лицо - полковника, в котором в наибольшей степени воплотилось представление героя о значительности выбора личной карьеры. Портрет полковника и его человеческое (в первой части рас­ сказа) обаяние вызывают симпатию молодого человека, ищущего при­ мер для подражания. Во второй части рассказа взаимоотношения полковника и Ивана Васильевича строятся как цепь наблюдений героя за человеком, представляющим закон. Нравственно-этическое (у Ивана Васильевича) и служебное (у полковника) отношение к вы­ полнению долга приходят в столкновение и не могут быть разреше­ ны в рамках осуществляемых государством отношений. Третья часть анализа должна быть посвящена морально-этичес­ кой стороне проблемы. Герой и в конце жизни убежден, что все про­ изошедшее с ним - «случай», искренне не понимает, почему его любовь «пошла на убыль», хотя и не раскаивается в выборе. Другое дело - автор. Толстой выбирает форму диалога с героем («рассказ в рассказе»), нигде не заявляя о себе прямо, но организуя повество­ вание таким образом, что всем его ходом развенчивает «заблуждение» героя относительно причин его личного поступка. Л. Н. Толстому необ­ ходим больший размах обобщений, выход за рамки судьбы героя. Свою задачу он видит в желании понять «сопряжение» личной и обще­ ственной жизни, морали, долга в рамках единой системы человечес­ ких и государственных отношений. Написанный в 1902 году, накануне первой русской революции, рассказ звучит как тревожное предостережение неудержимо наступаю­ щим переменам. Изменение условий общественной жизни, по мысли автора, не сможет преодолеть антагонистический характер взаимоот­ ношений человека и «среды». Толстой придает важное значение мо­ рально-психологическому, а не социальному фактору в решении основных вопросов бытия. Ценность человеческой жизни определяет­ ся им как возможность человека воплотить нравственные идеи. Таким образом, вопросы, решаемые писателем, важны прежде всего в воспитательном воздействии на читателя, позволяют совмес­ тить на школьном уроке эстетические и нравственные аспекты препо­ давания литературы. 259

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=