ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. И. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Вторая часть анализа обращает внимание школьников на другое действующее лицо - полковника, в котором в наибольшей степени воплотилось представление героя о значительности выбора личной карьеры. Портрет полковника и его человеческое (в первой части рас сказа) обаяние вызывают симпатию молодого человека, ищущего при мер для подражания. Во второй части рассказа взаимоотношения полковника и Ивана Васильевича строятся как цепь наблюдений героя за человеком, представляющим закон. Нравственно-этическое (у Ивана Васильевича) и служебное (у полковника) отношение к вы полнению долга приходят в столкновение и не могут быть разреше ны в рамках осуществляемых государством отношений. Третья часть анализа должна быть посвящена морально-этичес кой стороне проблемы. Герой и в конце жизни убежден, что все про изошедшее с ним - «случай», искренне не понимает, почему его любовь «пошла на убыль», хотя и не раскаивается в выборе. Другое дело - автор. Толстой выбирает форму диалога с героем («рассказ в рассказе»), нигде не заявляя о себе прямо, но организуя повество вание таким образом, что всем его ходом развенчивает «заблуждение» героя относительно причин его личного поступка. Л. Н. Толстому необ ходим больший размах обобщений, выход за рамки судьбы героя. Свою задачу он видит в желании понять «сопряжение» личной и обще ственной жизни, морали, долга в рамках единой системы человечес ких и государственных отношений. Написанный в 1902 году, накануне первой русской революции, рассказ звучит как тревожное предостережение неудержимо наступаю щим переменам. Изменение условий общественной жизни, по мысли автора, не сможет преодолеть антагонистический характер взаимоот ношений человека и «среды». Толстой придает важное значение мо рально-психологическому, а не социальному фактору в решении основных вопросов бытия. Ценность человеческой жизни определяет ся им как возможность человека воплотить нравственные идеи. Таким образом, вопросы, решаемые писателем, важны прежде всего в воспитательном воздействии на читателя, позволяют совмес тить на школьном уроке эстетические и нравственные аспекты препо давания литературы. 259
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=