ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ времени. Для этого, на наш взгляд, на урок литературы следует вер­ нуть целостный анализ художественного текста с его жесткой кон­ цептуальностью . Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» интересен сегодня тем, что вызывает у школьников искренний интерес непростым подходом к решению судьбы главного героя. Мастерски написанный, он ставит многие вопросы, интересующие подростка, вступающего во взрослую пору: вопросы любви, долга, чести, морали. Его форма сосредоточивает внимание школьника на столкновении позиций автора и рассказчика. Элемент детективного расследования, предложенный писателем, эмоци­ ональность повествования заставляют ученика внимательно следить за развитием действия. Рассказ построен как цепь столкновений Ивана Васильевича с раз­ личными представителями дворянской среды: молодежью, слушающей его, Варенькой, полковником. Части, повествующие о каждом из столк­ новений, образуют своего рода «рассказы в рассказе» и в то же время соединены личностью рассказчика в некое смысловое единство, из ко­ торого складывается нравственная позиция героя, определяющая его личностный выбор. Целесообразно построить систему уроков как сопоставление героя с каждым из действующих лиц: Иван Васильевич и Варенька, Иван Ва­ сильевич и полковник, Иван Васильевич и окружающие его люди, Иван Васильевич и автор. Анализ произведения ставит двуединую за­ дачу: с одной стороны, надо определить, как Иван Васильевич спра­ вился с поставленным жизнью испытанием (случай переменил его отношение к жизни), с другой - следует проанализировать суть отно­ шения Л. Толстого к герою и понять позицию писателя. Четкость поста­ новки целей для каждого из этапов анализа, конкретные задания способствуют целенаправленности работы учащихся и активизируют их мышление. Первая часть анализа охватывает комплекс вопросов, связанных с наблюдением над героем, и ставит целью дать исследование харак­ тера, так как дальнейшие события будут показаны глазами Ивана Васильевича. На этом этапе значение приобретают наблюдения над воз­ растом героя (стоит на пороге личной зрелости) и комплексом его пере­ живаний (Иван Васильевич влюблен, ему «...хотелось обнять весь мир»). Его желание найти способ реализации своей личности придает значительность поступкам и определяет его как человека, находящегося в поиске своего места в жизни. 258

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=