ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ «Самобытное нравственное отношение автора к предмету» состоит в стремлении Л. Н. Толстого художественными средствами, доступны­ ми восприятию ребенка, убедить своего маленького читателя в необхо­ димости доверять, значит верить, в добрые намерения другого. Ребенку же нужна не логика силлогизма, но логика наглядности. Поэтому ос­ новной акцент в рассказах для детей у писателя перенесен на внеш­ ний жест-действие, через который, однако, проявляется внутренняя сущность персонажа. Так средствами искусства слова у ребенка формируются «ум­ ные», по выражению Л. С. Выготского, эмоции - эмоции милосердия. И этим дорог нам Л. Н. Толстой, а способность искусства пробуждать «чувства добрые» как никогда актуальна сегодня. Н. Н. Золототрубова Воронеж ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ В настоящее время система образования переживает кризис. Связано это с потерей идеологических ориентиров, что приводит к смене целей преподавания литературы. На первое место выступает образовательный, а не воспитательный аспект художественного текста. Поскольку школа всегда стремилась к воспитанию ребенка и направ­ ляла его духовное развитие, то и в настоящий момент необходимо говорить о нравственном содержании уроков литературы, которые должны способствовать выявлению морально-этического аспекта разрешаемых писателем проблем. Этому должен служить и анализ про­ изведения на уроке. Особую значимость приобретает разговор о творчестве Л. Н. Тол­ стого. Ставшая традиционной точка зрения на писателя, искавшего пути нравственного, духовного обновления жизни, привела к «заизучен- ности» его произведений, к утрате чувства новизны при знакомстве подрастающих поколений с его творчеством. Однако размышление на уроке над проблемой «сопряжения» личной жизни с «общей жиз­ нью человечества» и в настоящее время не утратило своей актуальнос­ ти, обращает юную душу к поиску решений проблем нынешнего 257

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=