ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Интуиция педагога подсказала художнику Л. Н. Толстому вер ный путь: освоение жизни детьми 8-11 лет, которым адресованы про изведения периода увлечения педагогической деятельностью, протекает именно в формах восприятия, адекватных способам художественного изображения в произведениях эпического рода, как показывают совре менные психологические исследования детей-читателей. Эпический взгляд на мир предполагает выделение преимущественно событийной стороны жизни, объективного ее течения. В свою очередь, читатели на званного возраста оценивают героя литературного произведения, как и человека в жизни вообще, прежде всего по его поступкам. Вот почему в рассказе «Лев и собачка» Л. Н. Толстого господствует СОБЫТИЕ. В нем отсутствуют собственно описательные элементы (интерьеры, портреты), нет «диалектики души» в том стилистическом виде, к кото рому мы привыкли, авторская позиция внешне не проявлена. Жизнь словно говорит в рассказе сама за себя, ей самой Л. Н. Тол стой дает слово. И как внимательные читатели, вникая в то, как писатель подает событие, мы обнаружим, что все элементы поэтики произведе ния: и форма рассказа, и способ организации сюжетного развития, и приемы обрисовки персонажей, и сам стиль, язык - в своем содержании повторяют логику человеческого миропостижения, «нормально-дет ского» в своей основе. Экспозиция рассказа, кажущаяся сухой и лаконичной, тем не менее содержит «избыточную» информацию особого качества - худо жественного; уже эта часть рассказа художественно многомерна. Скры то полемична и завязка событий, а в их последующем развитии читатель вправе ожидать трагического поворота. Но вдруг Л. Н. Тол стой дает почти сказочное, неожиданное разрешение жизненной ситуации, как сама жизнь подчас опрокидывает доводы самой желез ной логики. «Новеллистические» повороты сюжета объясняются поведением, поступками, действиями участников истории, в обрисовке которых пи сатель оставляет некоторую долю недосказанности. Вместе с тем он как автор остается строго объективен, давая возможность читателю-ре- бенку почувствовать, если пока не осознать, многозначность мотивов поведения своих героев, то есть целостно охватить целостность самой жизни, понять, что не абсолютно все в ней можно объяснить с точки зрения логики. Этот невыразимый словами «остаток» и создает глубин)' толстовского текста. 256
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=