ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. И. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ не представлений, нравственно-философских знаний, богатства идейно художественного содержания изученных произведений; - организация литературно-творческой деятельности ребенка и учи теля как процесса погружения в мир писателя, диалога двух культур: читателя и художника; - учет специфики художественного наследия Л. Н. Толстого, преж де всего органического единства высокой художественности и дидактичес кой направленности произведений, помещенных в его «Азбуку». О. И. Тиманова Санкт-Петербург ПОЭТИКА «ДЕТСКИХ» РАССКАЗОВ Л. Н. ТОЛСТОГО («ЛЕВ И СОБАЧКА») Литературное произведение - целостный организм: оно создается по своим внутренним законам, и его художественная форма всегда имеет мировоззренческое значение. Поэтому замкнутым в себе миром в свое время назвал В. Г. Белинский любое творение искусства. А что создает эту целостность? «Самобытное нравственное отношение авто ра к предмету», - отвечает Л. Н. Толстой, и это определение концеп туально. Изучение детского словесного творчества в период работы в яс нополянской школе - этой своеобразной лаборатории «народной» пе дагогики - привело Л. Н. Толстого к мысли, что «народный» рассказ, равно как и рассказ для детей, должен создаваться по иным художест венным законам, нежели романное произведение для взрослых. Естественность, целостность народно-детского восприятия жизни, в частности, требуют не детально-подробного описания в произведении литературы, а лаконизма и емкости деталей. Художественная деталь - это модель мира, в себе заключающая механизм привода в действие читательского воображения. Художественное слово вообще способно вы звать бесчисленное множество мыслей - на этой природной особенности искусства словесности строит Л. Н. Толстой-мыслитель свои худо жественные тексты. При этом писатель делает ставку на прозу, малень кий рассказ в своей «А збуке», небольшую повесть - в «Русских книгах для чтения». 255
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=