ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В результате проведенного исследования мы пришли к следую­ щим выводам: 1. Историко-логический и теоретический анализ проблемы пока­ зал, что Толстой впервые в мировой и отечественной педагогичес­ кой науке заявил о возможностях развития литературно-творческих способностей ребенка младшего школьного возраста в процессе учеб­ ной деятельности. Включая его в учебный процесс, педагог-экспери­ ментатор не только учитывал его субъективную позицию, индивиду­ альные особенности, природные задатки и склонности, духовные потребности и интересы, но и разработал функциональную систему деятельности ученика и учителя. 2. Толстой пришел к мысли о том, что эта система позволяет ус­ пешно развивать литературно-творческие возможности младших школь­ ников при учете следующих педагогических условий: создание новой школы, подготовка нового учителя, нового содержания обучения и при­ менение методов и способов воздействия на ребенка, адекватных этому содержанию. В качестве альтернативы существующей системе он создает свою школу-лабораторию, в которой развитие литературно-твор­ ческих возможностей ребенка носит приоритетный характер. Доми­ нантным качеством совершенного учителя он видит «поэтический дар». 3. Мы пришли к выводу о том, что многие ценные рекоменда­ ции Толстого в этом отношении до сих пор не востребованы, забыты отечественной, в частности современной, школой. А в современных условиях развития системы начального образования в них есть настоя­ тельная потребность. 4. Мы открыли механизм развития творческих возможностей ребенка, учитывая при этом, что основой содержания будут «Азбуки» писателя. 5. Наша опытно-экспериментальная работа подтвердила жизнен­ ность тех условий, которые выдвинул в свое время Толстой. В то же время она позволила выявить в качестве необходимых следующие пе­ дагогические условия эффективного развития литературно-творчес­ ких возможностей младших школьников в современной школе: - на первоначальном этапе совместной имажитивной деятельнос­ ти по созданию продуктов детского творчества участие учителя обя­ зательно; - в процессе образовательной деятельности младших школьников обязательно синкретическое освоение основных структурирующих искусство объективных законов художественного творчества на уров- 254

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=