ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ - литературное творчество ребенка выступает как следствие взаи модействия первоначальных (низших) учебных навыков: грамотного, беглого, осмысленного чтения и т. д. - и более высоких общих (интел лектуальных) способностей: памяти, восприятия, устной и письмен ной речи, воображения и т. д. - с высшими литературно-творческими способностями: написания сочинений, нравственно-эстетической оценки художественного текста и т. д.; - «написание» литературно-творческих работ ребенком идет в тес ной взаимосвязи с развитием художественного вкуса, они постоянно оказывают друг на друга влияние, развиваясь и взаимно обогащаясь; - наконец, развитые литературно-творческие способности, как высшие, способствуют, в свою очередь, успешному развитию учеб ных и общих, а также творческих способностей в других видах деятель ности ребенка. Пытаясь вместе с другими исследователями художественно-пе дагогического наследия Л. Н. Толстого передать подлинный масштаб его идей, мы разработали технологию первоначального этапа процесса раз вития литературно-творческих возможностей дошкольника и младше го школьника на материале «Азбук» Л. Н. Толстого, которая позволяет большинство звеньев этого сложного процесса, протекающего в импли цитной форме, перевести в эксплицитную форму. Вышеназванный процесс имеет свои «горизонталь» и «верти каль». Горизонталь включает в себя три этапа: первый - синкретически протекающий процесс накопления нравственно-философских знаний, усвоения литературоведческих понятий, основных структурирующих искусство законов (на уровне представлений); второй - процесс ли тературного творчества самих детей средствами анаксиоматизации; третий - коррекция творческих работ детьми на основе их способнос ти давать нравственно-эстетическую оценку работе товарища. Вертикаль представляет деятельность учителя как организатора процесса развития литературно-творческих возможностей и деятель ности ребенка, а также способы перевода процесса детского творчества из имплицитного в эксплицитное состояние. Выделение отдельных звеньев творческого процесса деятельнос ти дошкольника и младших школьников позволило яснее представить, какие затруднения ребенок испытывает на первых порах литературно го творчества, и продумать способы деятельности учителя не только на этапах детского творчества, но и в отдельных его звеньях. 253
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=