ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ - литературное творчество ребенка выступает как следствие взаи­ модействия первоначальных (низших) учебных навыков: грамотного, беглого, осмысленного чтения и т. д. - и более высоких общих (интел­ лектуальных) способностей: памяти, восприятия, устной и письмен­ ной речи, воображения и т. д. - с высшими литературно-творческими способностями: написания сочинений, нравственно-эстетической оценки художественного текста и т. д.; - «написание» литературно-творческих работ ребенком идет в тес­ ной взаимосвязи с развитием художественного вкуса, они постоянно оказывают друг на друга влияние, развиваясь и взаимно обогащаясь; - наконец, развитые литературно-творческие способности, как высшие, способствуют, в свою очередь, успешному развитию учеб­ ных и общих, а также творческих способностей в других видах деятель­ ности ребенка. Пытаясь вместе с другими исследователями художественно-пе­ дагогического наследия Л. Н. Толстого передать подлинный масштаб его идей, мы разработали технологию первоначального этапа процесса раз­ вития литературно-творческих возможностей дошкольника и младше­ го школьника на материале «Азбук» Л. Н. Толстого, которая позволяет большинство звеньев этого сложного процесса, протекающего в импли­ цитной форме, перевести в эксплицитную форму. Вышеназванный процесс имеет свои «горизонталь» и «верти­ каль». Горизонталь включает в себя три этапа: первый - синкретически протекающий процесс накопления нравственно-философских знаний, усвоения литературоведческих понятий, основных структурирующих искусство законов (на уровне представлений); второй - процесс ли­ тературного творчества самих детей средствами анаксиоматизации; третий - коррекция творческих работ детьми на основе их способнос­ ти давать нравственно-эстетическую оценку работе товарища. Вертикаль представляет деятельность учителя как организатора процесса развития литературно-творческих возможностей и деятель­ ности ребенка, а также способы перевода процесса детского творчества из имплицитного в эксплицитное состояние. Выделение отдельных звеньев творческого процесса деятельнос­ ти дошкольника и младших школьников позволило яснее представить, какие затруднения ребенок испытывает на первых порах литературно­ го творчества, и продумать способы деятельности учителя не только на этапах детского творчества, но и в отдельных его звеньях. 253

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=