ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ учебной деятельности. В таком случае ребенок рассматривается не толь ко как объект, но и как субъект воспитания. Несмотря на противоречивость его высказываний о возможнос ти развития художественно-творческих возможностей ребенка, мы пришли к выводу о том, что у Толстого имеется целый ряд ценных рекомендаций, до сих пор не востребованных или просто забытых отечественной школой. На наш взгляд, причиной такого упущения являются недостаточное внимание к индивидуальному подходу в вос питании творческой личности и отрицательное отношение после дующей педагогики, неприятие ею нравственно-философского учения Толстого, в русле которого развивались педагогические взгляды вели кого русского мыслителя. Изучив художественно-педагогическое наследие писателя, мы открыли существование в нем механизма проявления литературно-твор ческих возможностей ребенка, своеобразную модель, отражающую процесс, в котором мы выделили три этапа: На первом этапе (обучения грамоте) формируются учебные навы ки: умение бегло читать, выразительно, с пониманием прочитанного. Вместе с тем на этом этапе обучения развиваются и общие интел лектуальные способности: память, внимание, восприятие, способность высказывать суждения и т. д. На втором этапе (переходном) продолжается формирование общих способностей: памяти, внимания, восприятия, воображения и т. д. Общие способности опираются в своем развитии на учебные навы ки и одновременно способствуют их совершенствованию. На этом и предшествующих этапах обучения создаются предпосылки развития литературно-творческих возможностей ребенка, а некоторые интел лектуальные возможности приобретают качества художественных (например, воображение). На третьем этапе (обучающем, творческом) активно развиваются литературно-творческие возможности ребенка: художественное во ображение, фантазия, способность к литературно-творческой работе, способность анаксионатизации, правки, доработки продуктов соб ственного творчества, нравственно-эстетической оценки работы това рища и т. д. Выделим некоторые особенности этого сложного процесса, а именно: - развитие литературно-творческих возможностей представ ляет собой ступенчатый процесс развития способностей от низших к высшим; 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=