ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ учебной деятельности. В таком случае ребенок рассматривается не толь­ ко как объект, но и как субъект воспитания. Несмотря на противоречивость его высказываний о возможнос­ ти развития художественно-творческих возможностей ребенка, мы пришли к выводу о том, что у Толстого имеется целый ряд ценных рекомендаций, до сих пор не востребованных или просто забытых отечественной школой. На наш взгляд, причиной такого упущения являются недостаточное внимание к индивидуальному подходу в вос­ питании творческой личности и отрицательное отношение после­ дующей педагогики, неприятие ею нравственно-философского учения Толстого, в русле которого развивались педагогические взгляды вели­ кого русского мыслителя. Изучив художественно-педагогическое наследие писателя, мы открыли существование в нем механизма проявления литературно-твор­ ческих возможностей ребенка, своеобразную модель, отражающую процесс, в котором мы выделили три этапа: На первом этапе (обучения грамоте) формируются учебные навы­ ки: умение бегло читать, выразительно, с пониманием прочитанного. Вместе с тем на этом этапе обучения развиваются и общие интел­ лектуальные способности: память, внимание, восприятие, способность высказывать суждения и т. д. На втором этапе (переходном) продолжается формирование общих способностей: памяти, внимания, восприятия, воображения и т. д. Общие способности опираются в своем развитии на учебные навы­ ки и одновременно способствуют их совершенствованию. На этом и предшествующих этапах обучения создаются предпосылки развития литературно-творческих возможностей ребенка, а некоторые интел­ лектуальные возможности приобретают качества художественных (например, воображение). На третьем этапе (обучающем, творческом) активно развиваются литературно-творческие возможности ребенка: художественное во­ ображение, фантазия, способность к литературно-творческой работе, способность анаксионатизации, правки, доработки продуктов соб­ ственного творчества, нравственно-эстетической оценки работы това­ рища и т. д. Выделим некоторые особенности этого сложного процесса, а именно: - развитие литературно-творческих возможностей представ­ ляет собой ступенчатый процесс развития способностей от низших к высшим; 252

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=