ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. И. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Проблема развития литературно-творческих возможностей млад ших школьников стала предметом исследования психологии с 30-х, а педагогики и методики - с 70-х годов XX века, но в ее реализации недостаточно используется богатство дореволюционной отечествен ной педагогики, в частности, художественно-педагогическое наследие Л. Н. Толстого. Эта проблема является сложной и наименее разрабо танной в педагогической науке. Проблема развития литературно-творческих возможностей ребен ка младшего школьного возраста пока слабо разработана на теорети ческом уровне, развитие литературно-творческих способностей не заложено в государственные программы. Изучение положений Госстандарта приводит к выводу, что он не предусматривает усвоение детьми языка искусства и вовлечение их в литературно-творческую деятельность в младшем школьном возрас те. В разделе II параграфа 3 этого документа говорится: «Школьники V-VII классов учатся: сочинять сказки, небылицы, рассказы, басни, былиночки, скоморошины и др.». Налицо ситуация, когда теория обучения (развивающего, опере жающего развитие) явно расходится с повседневной практикой: не преду смотрено усвоение детьми структурирующих искусство законов и вовлечение их в литературно-творческую деятельность. Каждый учебный предмет изучается с учетом его специфики. Художественная литература - вид искусства, и войти в ее мир, избегая наивно-реалистических заблуждений, социологического схематизма и догматизма, можно через познание на уровне представлений основ ных структурирующих законов. Познать эти законы можно посред ством знакомства детей с творческим процессом, вводя ребенка в творческую лабораторию писателя. Глубже понять искусство, ху дожественную литературу как особую, духовную, действительность можно, испытав самому «муки творчества». Л. Н. Толстой пришел к мысли о том, что для успешного прояв ления художественно-творческих возможностей ребенка требуется внести радикальные изменения в существующие педагогическую науку и практику, а именно: создать новую школу, подготовить нового учителя, новое содержание обучения и применять методы и способы воздействия, адекватные этому содержанию. Подготовка нового типа учителя, по его мнению, должна быть направлена на то, чтобы педа гог, отказавшись от авторитарного воздействия на воспитуемого, овла дел методикой сотрудничества, сотворчества с ребенком в процессе 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=