ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. И. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Проблема развития литературно-творческих возможностей млад­ ших школьников стала предметом исследования психологии с 30-х, а педагогики и методики - с 70-х годов XX века, но в ее реализации недостаточно используется богатство дореволюционной отечествен­ ной педагогики, в частности, художественно-педагогическое наследие Л. Н. Толстого. Эта проблема является сложной и наименее разрабо­ танной в педагогической науке. Проблема развития литературно-творческих возможностей ребен­ ка младшего школьного возраста пока слабо разработана на теорети­ ческом уровне, развитие литературно-творческих способностей не заложено в государственные программы. Изучение положений Госстандарта приводит к выводу, что он не предусматривает усвоение детьми языка искусства и вовлечение их в литературно-творческую деятельность в младшем школьном возрас­ те. В разделе II параграфа 3 этого документа говорится: «Школьники V-VII классов учатся: сочинять сказки, небылицы, рассказы, басни, былиночки, скоморошины и др.». Налицо ситуация, когда теория обучения (развивающего, опере­ жающего развитие) явно расходится с повседневной практикой: не преду­ смотрено усвоение детьми структурирующих искусство законов и вовлечение их в литературно-творческую деятельность. Каждый учебный предмет изучается с учетом его специфики. Художественная литература - вид искусства, и войти в ее мир, избегая наивно-реалистических заблуждений, социологического схематизма и догматизма, можно через познание на уровне представлений основ­ ных структурирующих законов. Познать эти законы можно посред­ ством знакомства детей с творческим процессом, вводя ребенка в творческую лабораторию писателя. Глубже понять искусство, ху­ дожественную литературу как особую, духовную, действительность можно, испытав самому «муки творчества». Л. Н. Толстой пришел к мысли о том, что для успешного прояв­ ления художественно-творческих возможностей ребенка требуется внести радикальные изменения в существующие педагогическую науку и практику, а именно: создать новую школу, подготовить нового учителя, новое содержание обучения и применять методы и способы воздействия, адекватные этому содержанию. Подготовка нового типа учителя, по его мнению, должна быть направлена на то, чтобы педа­ гог, отказавшись от авторитарного воздействия на воспитуемого, овла­ дел методикой сотрудничества, сотворчества с ребенком в процессе 251

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=