ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Я. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК Антропологическая концепция Толстого сводится к взаимопроник новению трех уровней сущности человеческой природы, являющихся проекцией Божественной Троицы: души, интуитивно-эмоционально вос принимающей движение мира, сознания, определяющего принципы жизнетворчества, и Духа, или подсознания, совести, соприродной одухо творенной стихии Бытия - Всемиру, или мировой душе как единой духов ной сущности всего сущего. Толстой в «Царстве Божьем внутри вас» рассматривает три уровня жизнепонимания (Личностное - животное, общественное и всемирное), являющихся уровнями проявления и реа лизации многомерности Боговдохновенной человеческой природы, что восходит к идее трех этапов пути человека к Богу в учении Григория Нисского: 1) освобождение от чувственного мира и достижение бесстрас тия; 2) созерцание духовного мира и вхождение в него; 3) устремлен ность к глубинам Божественного бытия, преодоление ограниченности человеческого самовыражения. Суд Божий в творческих исканиях Толстого - это своеобразная духовная ось симметрии между миром и бытием, но его свершение не в апокалиптические времена, а в условиях реальной действительности открывает Божественную перспективу человеку, утверждая идеал Все единства как структурную первооснову Божественного бытия, реализуе мого во времени и пространстве в Его же мире. Человек способен своим нравственным выбором утвердить Божественное бытие или вызвать к жизни иную модель - с разрушительной хаосной структурно-семанти ческой доминантой. Суд Божий с его эсхатологической перспективой духовного Воскресения является не только образующим идейное содер жание творческих исканий Толстого, но и предметом изображения. Во площению мифологемы Суда Божьего подчинена система средств худо жественной изобразительности прозы Толстого, особое значение среди которых имеет прием композиционного выстраивания повествования с моделируемым акцентом читательского внимания на воспроизведе нии воскресения как духовной сущности замысла. Роман «Воскресение» является квинтэссенцией творческих иска ний Толстого 80-90-х годов, ориентированных на разрешение нравствен но-социальных проблем эпохи углубляющегося духовного кризиса как безверия в возвращение человека в лоно Абсолютной судьбы Небесного Отечества. Художник выстраивает сюжет романа как развертывание про цесса осознания благодати первооснов Божественного бытия на трех уровнях человеческой природы: в свете ее индивидуального самовыра 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=