ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Ученики обращают внимание на то, что мальчика обидело и разозлило больше всего не само наказание, а то, что Наталья Савишна, просто Наталья, говорит ему «ты» и еще бьет его по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Потом же, когда Наталья Савишна попроси­ ла у него прощения и преподнесла ему подарок, у него недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушки, слезы потекли еще обильнее. Почему? Учащиеся понимают: от любви и стыда - ведь шла в душе Николеньки внутренняя борьба между снобизмом, дворянским чванством и любо­ вью, уважением к простому человеку. Толстой методом «диалектики души» показывает развитие героя в сторону усиления симпатий к про­ стым людям. Так ученики видят, как в душе подростка, а затем юноши происходит внутренняя борьба между высокими и недостойными чувствами, как нелегко сделать собственный свободный выбор, проти­ востоять явлениям, разрушающим мир человека, как нелегко преодоле­ вать последствия ошибок. Ученики проводят параллели с личным опытом и приходят к выводу, что с детства нужно учиться управлять собой и думать не только о своем благе. Искренность намерений, от­ ветственность за свои поступки перед другими людьми - эти чувства приоритетны на уроках по этой повести Л. Н. Толстого. От любви и уважения к самому себе, к матери, к родному дому и природе ученик поднимается до любви к Родине и всему человеческому. Об этом сви­ детельствуют творческие работы, сочинения учащихся, их стихи, ко­ торые мы напечатали в поэтических сборниках «Юные поэты », в тематических сборниках «Мои пенаты», «Дети о Толстом», «Школа, которую нельзя не любить», «Толстой - это целый мир», «Науки юно­ шей питают». Своеобразным эпиграфом к разделу «Я есмь, и я люблю» справедливо считаем слова: «Возлюби ближнего своего как самого себя; возлюби всех людей и этот мир за его видимую красоту и кажу­ щееся безобразие. А возлюбив, направь свой разум, чувства и волю на то, чтобы сделать жизнь хоть немного лучше». Что такое любовь? Чем люди живы? Эти вопросы тоже волнуют подростков. Ответы на эти вопросы они опять же находят в рассказе Л. Н. Толстого «Чем люди живы?» и в его книге «Путь жизни». После осмысления прочитанного ребята приходят к выводу, что людям толь­ ко кажется, будто они заботой о себе живы, на самом деле в их сердцах есть любовь, «кто в любви, тот в Боге и Бог в нем, потому что Бог есть любовь». Толстой считает, что любовь вложена нам в душу, это и сближает людей. Вот почему в рассказе ангел понял о людях еще и то, что Бог не открыл людям того, что каждому для себя нужно, по- 249

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=