ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ «Святые таинства природы», «Отец, отчий дом, отечество», «Я есмь, и я люблю», в которых большое место занимают произведения Л. Н. Толс­ того, дающие благодатную почву для формирования культуры чувства на уроках «Круга чтения». Для подтверждения этого приведу несколько примеров. Так, в раз­ деле «Как прекрасен этот мир» во 2-м классе дети знакомятся с расска­ зами Л. Н. Толстого «Лозина», «Лев и собачка», «Рассказы о Бульке». На уроке по рассказу «Лозина» ученики размышляют над трудной судь­ бой лозины, над тем, что помогло дереву выстоять в жизни, почему дети сожгли лозину, пытаются понять смысл слов черного ворона в адрес обгорелой лозины: «Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!», находят в тексте свидетельства борьбы жизни со смертью, срав­ нивают судьбу лозины с жизнью человека. Так от сочувственного отношения к «зверью» дети поднимаются до понимания своей сопри­ частности к миру природы, до осознания хрупкости этого мира и от­ ветственности человека за свое экологическое благополучие. Повесть «Кавказский пленник» Толстой считал своим лучшим произведением. Ученики изучают его в разделе «Жизнь и свобода». На уроках при изучении этого произведения четвероклассники пыта­ ются осмыслить понятия «плен» и «свобода», задумываются над тем. приходилось ли им самим ощущать себя когда-нибудь пленниками и бо­ роться за обретение свободы. Пытаясь понять внутренний мир героев, их переживания, поступки, дети постепенно приходят к пониманию, что можно и нужно защищать не только рубежи Родины, своих близких и соотечественников, но и свои убеждения, веру, нравственные прин­ ципы, свое право сказать свободное слово. На уроках у учащихся формируются и чувство собственного достоинства, и чувство справед­ ливости, долга, и умение, сохраняя свое и чужое достоинство, служить общеполезному делу. В переходном возрасте у подростков одни мысли, чувства и пси­ хологическое состояние переходят в другие, чаще всего противополож­ ные, и таким образом происходит развитие и становление характера. Может быть, поэтому так близка, понятна и интересна им повесть Л. Н. Толстого «Детство», изучаемая в разделе «Я есмь, и я люблю». Прослеживая формирование характера, взглядов, чувств Николень- ки Иртеньева, взаимоотношения детей и взрослых, ученики, на мой взгляд, приобретают свой социальный опыт. Никого из детей не остав­ ляет равнодушным сцена наказания Николеньки Натальей Савишной за испачканную скатерть (глава 13) и реакция Николеньки на него. 248

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=