ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. И. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ ные образы, дающие нравственную основу процессу познания. Поэто­ му все чаще в качестве примеров в научных трудах можно встретить отрывки из произведений Шекспира и Данте, Сартра и Шопенгауэра, Достоевского и Толстого. Идеи Л. Н. Толстого всегда оставались в центре внимания общест­ ва, и сейчас это внимание становится все более заинтересованным, так как он соединяет в себе тонкого и одухотворенного мыслителя, гениального писателя, отразившего жизнь во всей ее полноте, и гуман­ ного педагога, стремящегося к гармоническому и свободному разви­ тию личности. Толстой-педагог одним из первых ощутил и выразил потребность в развитии творческой сущности личности ученика. Не только знать своего ученика, но и с уважением относиться к его потребностям, под­ держивать и развивать его самобытность и самостоятельность —таковы требования Толстого к учителю. И современная школа стремится соот­ ветствовать этой высокой мерке. Именно поэтому так остро стоит проблема: традиционное понимание образования как процесса и резуль­ тата овладения знаниями, умениями и навыками во многом исчерпало свои возможности к самосовершенствованию, с этой ступени пора шаг­ нуть на более высокую - от образования информационного типа перей­ ти к личностно-ориентированному, которое продуцирует развитие и саморазвитие личности. Этого требует и внедрение новых образовательных стандартов в высшем педагогическом образовании. Дело в том, что одной из наи­ более значимых особенностей работы по этим стандартам является культурологический подход к изучению предметов педагогического цикла, т. е. освоение педагогических идей и теорий, разрабатываемых научными школами и учеными разных стран в русле различных фи­ лософских теорий мировой цивилизации, в результате чего каждый сту­ дент обозначает для себя теории и идеи, которые должны стать основой его педагогического мировоззрения. Очевидно, что для реализации такой программы необходимо в первую очередь предоставить студенту право выбора - право, наз­ ванное Л. Н. Толстым и русскими философами-экзистенциалистами Н. Бердяевым и С. Франком одной из сильнейших потребностей лич­ ности. Будущий учитель в учебно-воспитательном процессе вуза оста­ ется в гораздо большей степени его объектом, нежели чем субъектом, занимая пассивную позицию. Декларируемое на словах личностно-ори­ ентированное образование едва просматривается в наших вузах, сту­ 245

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=