ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ обязанности!». Идя в направлении русской культурной традиции, Л. Н. Толстой сумел вплести в решение этой задачи искания мировых цивилизаций. Следует подчеркнуть христоцентричностъ пути обрете­ ния личной свободы, указанного Львом Толстым, который не уставал повторять: «Свобода слова, печати и т. д. Нет... Есть одна свобода, ос­ нованная на Боге, на сознании его, служении ему...». С другой стороны, Толстой открыто заявлял, что нельзя считать равнозначащими христианство и православие. Это необходимо иметь в виду при решении вопроса религиозного обучения и воспитания. Сегодня решением проблемы воспроизводства свободной и ответ­ ственной личности озабочены многие сторонники преобразования современной школы. Поиск конкретных путей духовно-нравственного воспитания идет по различным направлениям, но, как правило, этот поиск не вбирает в себя искания Л. Н. Толстого в последний период его педагогической деятельности; огромное наследие, оставленное великим учителем, остается вне поля зрения широкой педагоги­ ческой общественности. Реализация идеи «автономии» педагогики от религиозного сознания , в частности от христианского сознания, из которого выросло все духовное наследие великой русской культу­ ры, привела к острой постановке вопроса о миросозерцательной уста­ новке в педагогике. А. С. Агафонова Тула ИДЕИ Л. Н. ТОЛСТОГО КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Современный этап развития образования в нашей стране многие исследователи характеризуют как переломный. Велик интерес к проб­ лемам конструирования образования, построенного на свободном творческом развитии личности в условиях как средней, так и высшей школы. В попытках создать новые модели образования педагоги все чаще обращаются не только к результатам научных исследований, но и к художественному слову, способному создавать сложнейшие духов­ 244

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=