ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ В. Зеньковский считал, что «в педагогической деятельности христи­ анизация мысли особенно трудна, так как неминуемо должна выйти из рамок теории в практику и жизнь». Л. Толстой подчеркивал, что человек никогда не может быть свободен, если смысл его жизни находит­ ся в делах плотских. В религиозно-нравственном учении Толстого соеди­ нены свобода и ответственность, которые понимаются как способность принять или не принять нравственные установки, смыслы, ценности и от­ вечать за свои поступки. Толстой понимал, что перестройка сознания и ду­ ховный рост, требующий усилий человека,- дело непростое. Это - жизнь, поступки, деятельность. На самом же деле люди часто не хотят ни сво­ боды, ни ответственности. Толстого очень беспокоила гема сознательной утраты свободы, так как это связано со снижением ответственности. В христианстве всегда действуют два момента: учение об этой жизни и учение о вечной жизни. В педагогической системе главным является вопрос о цели воспитания. Во-первых, необходимо подго­ товить ребенка к этой жизни, но эта жизнь в христианском миропо­ нимании есть только ступень в вечность. Вторая сторона - подготовить дитя к вечной жизни. Время и пространство - формы нашего сознания. «Нельзя сказать - будем жить вечно, потому что мы теперь живем вечно. Личность ограничена. Бог - все...». В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в человеке, это ее центральная идея. Рядом с ней лежит и идея о греховности человека, которой проникнут весь состав человека, все его функции, что является основой двойственности человека. Иначе говоря, добро в человеке тесным образом слилось со злом, и Бог не устанавливает своей силой царство Божие среди людей, а предоставля­ ет самим людям делать это. Другими словами, предоставляет челове­ ку силу свободы. Но опыт учит нас, что мы ограничены со всех сторон, что мы включены в систему материального мира и не можем быть абсолютно свободны. В этом и есть глубокое противоречие одновременной при­ надлежности человека «миру тварному» и «миру горнему». Возможность личностной свободы предстает настолько умаленной, что возникает во­ прос: законно ли применять к человеку, существу тварному, понятие свободной личности? Лев Толстой отвечает на этот вопрос однозначно, ставя знак тождества между человеком свободным и человеком истин­ но религиозным, человеком «вполне», который «способен сознавать себя вне времени». При этом он утверждает, на первый взгляд, пара­ доксальную мысль: он говорит, что у человека свободного «есть только 243

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=