ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Л. И. Бессонова Тольятти ЛЕВ ТОЛСТОЙ О ЗАДАЧЕ ВОСПИТАНИЯ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ Многогранность и противоречивость мировоззрений настоящего времени требует от современной школы поиска механизмов, которые способствовали бы построению новой образовательной и воспитатель­ ной модели, основанной на вечных духовно-нравственных ценностях и идеалах. Поворот общества к личности заставляет школу искать пути в решении возникающих проблем. Один из таких путей - пересмотр религиозно-нравственного наследия, которое оставил нам Лев Никола­ евич Толстой. В 1909 г. Толстой, вернувшись к проблеме свободы в обучении и воспитании, подчеркивал, что «свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащихся, так и для уча­ щих...». Но теперь проблема свободы решалась им «как проблема сво­ боды и ответственности». «Свобода нужна, но свобода всегда бывает для чего-нибудь и от чего-нибудь. Свобода от насильственного обуче­ ния - это понятно, но для чего нужна человеку свобода? Можно ею воспользоваться для чего угодно. Настоящая свобода возможна только при соблюдении нравственного закона. Только религиозный человек - свободный человек...». В том же году в беседе с народными учителями Лев Николаевич говорил, что учитель по мере сил своих должен «вну­ шать детям истинно нравственные, основанные на религиозных началах, убеждения и привычки». Господство авторитарной педагогики наложило отпечаток на мас­ совое педагогическое сознание, на понимание принципа свободы в обу­ чении и воспитании. В натуралистическом понимании сути человека не ставилось даже вопроса о душе и свободе личностного нравственно­ го действия. В основании этики натуралистической антропологии лежат зависимость, страх и закон. Очень важным аспектом исследования толстовского педагоги­ ческого наследия является осмысление его с позиций антропологии, близкой к общехристианскому учению о человеке. Атеистическое мировосприятие, так долго господствовавшее в сознании нашего об­ щества, фактически вытеснило из духовной практики христианское ми­ ропонимание. Педагогика в этом отношении пострадала более всего. 242

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=